Хотя эти наблюдения велись только над двумя слепыми детьми, по своим результатам они удивительным образом сходны с теми, которые были проделаны над зрячими детьми, помещенными в полную темноту. На основании этого я считаю, что и те и другие дети начинают жизнь с некоторой степенью координированности слуха и движений рук, но уже в первые месяцы жизни эта координированность теряется. В этой работе уже отмечалось, что у детей в момент рождения имеется зрительно-слуховая координация. Вертхаймер (1961) продемонстрировал, что новорожденный поворачивается, чтобы посмотреть на источник звука. Аронсон и Розенблум (1971) показали, что совсем маленькие дети знают, когда источник звука и видимый предмет находятся в одном месте. Эта координация не приобретается с опытом. Скорее наоборот, опыт от взаимодействия с окружением способствует исчезновению этой координации. Мы утверждали, что зрительно-мануальная координация является врожденной и с возрастом скорее затухает, чем улучшается. Из приведенного выше опыта следует, что зрячие дети могут дотягиваться до звучащего в темноте предмета. Взятые вместе, эти наблюдения позволяют предположить, что способность слуха специализировать свойства предметов уменьшается после рождения и восстанавливается к концу первого года жизни.
Нам неизвестно, почему уменьшается способность дотягивания до предмета, воспринимаемого на слух. По-скольку этот феномен присущ как зрячим, так и слепым детям, нельзя предположить, что зрение берет на себя функции слуха. Возможности слухового восприятия должны изменяться в силу какой-то другой причины. Мы уже встречались с похожей картиной исчезновения и последующего повторного появления определенного поведения, и нам хорошо известно, что для объяснения подобных процессов имеется четко сформулированная теория созревания связей в нервной системе. Однако в случае хождения и дотягивания мы нашли достаточные основания для замены этой теории объяснениями, основанными на функциональном анализе. Это заставляет искать функциональное объяснение и в Данной ситуации.
Одно объяснение вытекает из характера информации, получаемой при акустической стимуляции. Как мы убедились ранее, на слух можно определить только радиальное направление объектов. При передвижениях возникает своеобразный акустический вариант динамического градиента расширения, что позволяет определять расстояния до звучащих предметов, по младенцам, лежащим более или менее неподвижно, это недоступно. Единственный способ, с помощью которого можно определить расстояние на слух, если мы имеем дело со звучащими предметами,— это определение удаленности при помощи знакомства с громкостью звука на определенном расстоянии. На способность, безусловно, врожденной не является. Поэтому младенцы, ориентируясь только по звуку, должны в большинстве случаев ошибаться в оценке расстояния. Постоянные неудачи могут правдоподобно объяснить затухания дотягиваний до звучащих предметов. Вместе с тем ознакомлен не с характерной громкостью звучащих предметов на определенном расстоянии могло бы также объяснить последующее возобновление этих действий. Альтернативное предположение, которое никогда не было исследовано, заключается в том, что дети могут научиться пользоваться эхом. Звуковая волна, отраженная от предмета, может дать представление не только о его удаленности, но и о его размерах (рис. 6.20). По крайней мере взрослые люди могут пользоваться эхом своего собственного голоса. Возможно, что и младенцам это доступно. При необходимости ориентации в темноте взрослым очень помогает даже такое простейшее приспособление, как колотушка (Райс и Фейнстейн, 1965). Быть может, она помогла бы и младенцам?
Рис. 6.20. Аппаратура, использовавшаяся для демонстрации того, что эхо может специфицировать как величину, так и удаленности предметов. Стандартный и сравниваемые с ним по величине диски были прикреплены к колесу, которое могло неслышно вращаться экспериментатором. Диски были сделаны из 5 мм клееной сосновой фанеры, которая была покрыта специальной краской, создававшей твердую, диффузно отражающую звук поверхность. Проведенные Райсом и Фейнстейном эксперименты показали, что слепые испытуемые способны различать диски с отношением площадей до 1.07 : 1.00 (Из: Kellogg. W. N., «Sonar System of the Blind», Science, 137: 399—404, 1962. Copyright) 1962 by the American Association for the Advancement of Scienc).
Итак, мы убедились, что развитие дотягивания можно объяснить как результат процессов созревания, направляемых и уточняемых при помощи простых эффектов научения. Эти процессы могли бы быть хорошо вписаны в модель развития Пиаже. Эффекты научения при этом представимы как изменения в аккомодации; большая успешность действий, которая следует из этих изменений, могла бы быть названа более высокой ступенью уравновешивания.
звучащий предмет – предыдущая | следующая – напряжение руки
Психическое развитие младенца. Содержание.