Пять ступеней в терапии и самопомощи
Пять ступеней в первом интервью побуждают пациента к осознанию своей способности к самопомощи. Так он может, лучше вооружившись, включиться в терапевтический процесс и овладеть системой самопомощи на всю дальнейшую жизнь. Пациент, или партнер, или семья пациента, ознакомятся теперь с применением пяти ступеней в самопомощи. Одна из трех проблемных областей, которые пациент назвал в первом интервью, прорабатывается совместно с терапевтом.
а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование
Акценты расставить — во временном промежутке от 1 до 4 недель — в любом случае на привязанности и позитивной интерпретации. Этому помогут следующие мероприятия:
Наблюдение: понаблюдайте за поведением Вашего партнера. Запишите, на что Вы сердитесь и чему Вы радуетесь. Опишите эти ситуации подробнее. Вспомогательные вопросы: по отношению к кому и когда Вы ощущаете раздражение и подавленность? Когда Вы радуетесь и ощущаете себя полностью счастливым? Что Вам нравится в Вашем партнере, что нет? Что привлекло вас друг в друге и что еще держит вас вместе? Генерализованное неприятное ощущение сводится в один постижимый гештальт, который позволяет увидеть новые аспекты и включить в поле семейных взаимоотношений процесс переучивания.
Записи выполняют при этом вентильную функцию: пациент, занимаясь своим конфликтом, тем не менее, не усиливает этим внешнюю конфликтную ситуацию.
Отказаться от критики: наблюдая за Вашим партнером, не критикуйте его. Место критики занимает наблюдение за партнером, который уделяет Вам недостаточно внимания, педантичен, невежлив и т.д. При помощи дистанцированного наблюдения и отказа от критики конфликт будет осознан. Противоположная сторона его уже с этого момента будет восприниматься с другой точки зрения. От семейных привычек отказываются, как и от игры в критику, по крайней мере, на время, а связанные с ними ожидания разочаровывают. Для того члена семьи, решившего сделать этот шаг к самопомощи, стадия наблюдения/ дистанцирования требует времени, которое нужно уделить партнеру, и терпения, чтобы принимать его таким, каков он есть.
Решать проблемы вместе с партнером: проблемы — это личное дело. Не обсуждайте их с третьим лицом. Вместо того чтобы говорить о страхах, агрессии и депрессиях, заметьте те обстоятельства, при которых они возникают. Еще лучше, отметьте, при каких обстоятельствах не появляются проблемы.
Реальное и желаемое действие. Опишите свой конфликт на языке реальных и идеальных действий. Исследуйте альтернативное поведение. Процессу переучивания сильнее всего мешает то, что вовлеченные в конфликт люди видят только конфликт и ничего больше. Их реакции на конфликты кажутся им предопределенными судьбой. В этот момент наша цель – помочь пациенту открыть для себя альтернативные установки и образ действий. Пациент вкратце описывает создавшуюся конфликтную ситуацию. Реальное действие описывает его реакцию, исходящую из некоторой концепции. Желаемое действие заключает в себе контрконцепцию, которая кажется пациенту подходящей.
Ситуация | Реальное действие | Желаемое действие |
Г-н Б. имеет весьма ответственную должность. По вечерам он очень поздно приходит домой. Его дети видят отца только в воскресенье. Времени на игры с ними у него все равно не бывает, поскольку в выходные он разбирает свою корреспонденцию. | Жена: «Ты живешь ради своей работы или ради меня и детей? Выбери же, наконец!» | Жена: «Я знаю, как трудна твоя работа, и мы умеем ценить твои достижения. Не могли бы мы тебе как-нибудь помочь, чтобы у тебя иногда хватало времени на нас? Мы постараемся вместе преодолеть невзгоды. |
Переносить беспокойство: многие люди боятся посмотреть в глаза своим проблемам и конфликтам. Они ощущают себя поэтому неуверенно, беспокойно и страдают, когда не могут этого избежать. Однако психотерапия и семейная терапия предполагают именно такую конфронтацию. Это похоже на ощущения у зубного врача, когда он сверлит, пораженный кариесом, больной зуб. Этого усиления боли почти невозможно избежать. Но затем зубной врач ставит пломбу и закрывает образовавшуюся дырку. Боли прекращаются. В аналогичной ситуации находится семья, которая решается на семейную терапию. Ее члены страдают. Но вмешательство терапевта не обещает мгновенного устранения неприятностей, а, наоборот, преходящее усиление беспокойства. Это, однако, не следствие терапевтической ошибки, а важный шаг в лечении и лучшее доказательство того, что затронута центральная невралгическая точка.
б) Ступень 2: инвентаризация
Сферы переработки конфликтов. Напишите, в каких сферах у Вас возникают проблемы? Как Ваш партнер преодолевает свои проблемы?
Четыре модели для подражания: кто был Вашим кумиром? Какие отношения были у родителей с Вами и между собой? Как Ваши родители относились к другим людям и социальным группам? Как относились Ваши родители к вопросам религии и мировоззрения? Как Вам представляются четыре измерения идеалов для Вашего партнера?
Актуальные способности: заполните дифференциально-аналитический опросник (ДАО) в отношении себя и других участников конфликта. Напишите пояснение к Вашим ответам, соответствующие ситуации. На основании этого перечня актуальных способностей мы устанавливаем, в каких поведенческих сферах пациент и его партнер обладают позитивными, а в каких негативными качествами.
Здесь могут быть также использованы различные психодиагностические тестовые методики, как Giessen-Test, Фрайбургский личностный опросник (FPI) и Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной терапии (WIPFF; Peseschkian, Deidenbach, 1988).
Концепции: какие девизы или принципы были популярны в Вашем доме? Какая концепция преобладает сегодня? Каковы концепции Вашего партнера? Кто Ваш любимый писатель? Какие из его высказываний приходят Вам в голову и что они для Вас означают? У кого Вы лечились до настоящего времени? Как Вы, Ваш партнер, Ваши родители, лечившие Вас врачи относились к психотерапии?
Разногласия и анализ взаимодействия: в каких областях Вы и Ваш партнер имеете различные взгляды, которые приводят к возникновению конфликта? На какой из стадий (привязанность, дифференциация, отделение) ощущаете Вы себя, а на какой — Вашего партнера?
Терапевтические акценты – предыдущая | следующая – Ситуативная поддержка