Восприятие предметов (количество информации)

Эти результаты показывают, что младенцы просто не в состоянии одновременно учесть всю информацию, которую они, однако, могут воспринять за более продолжительное время. При зрительном предъявления сложного объекта они обращают внимание только на один из пара­метров, характеризующих этот объект. Салапатек (1966) обнаружил, что до десяти недельного возраста дети реаги­руют на внешние детали объекта и игнорируют внутрен­ние: до тех пор, пока некоторая внутренняя деталь оста­ется внутри объекта, она функционально невидима. Бауэр и Дункельд (1973) предположили, что подобные резуль­таты свидетельствуют об очень медленной переработке информации младенцами. Они могут одновременно обра­щать внимание только на один признак. При этом время, которое затрачивается ими на его восприятие, может быть значительно более продолжительным, чем время, затрачиваемое детьми более старшего возраста [20]. Существуют и другие данные о низкой скорости обра­ботки информации у младенцев. Реакция на движущийся стимул быстро уменьшается по мере нарастания скорости движения. Это говорит о том, что изменения стимуляции происходят слишком быстро для того, чтобы быть заме­ченными. Этим же ограничением объясняется явная неспособность младенцев использовать информацию, со­держащуюся в картинках . Хершенсон (1965) и Льюс  (1965) показали, что младенцы с трудом обнаруживают различия между совершенно разными картинками. Не так давно Дункельд (1972) в неопубликованном иссле­довании обнаружил, что младенцы практически не способ­ны различать два предмета на основе информации, содер­жащейся в картинках. Когда младенцу предъявлялась картинка с изображением двух чашек, одна из которых была наклонена так, что была хорошо видна лежащая под ней конфета, а затем предъявлялись две настоящие чашки, то его реакции, направленные на получение спря­танной под соответствующей чашкой конфеты, были со­вершенно случайными. Информация, содержавшаяся в картинке, просто не использовалась. Вполне возможно, что реакция на изображение как на объект была помехой для реакции на сами изображенные объекты. Такое двой­ственное восприятие должно было бы потребовать от мла­денца переработки большего количества информации, чем простая реакция на изображение как на объект. Каким образом расширяется объем одновременно пере­рабатываемой информации по море развития? Одна из возможностей состоит в том, что физический рост мозга и его связей позволяет одновременно обрабатывать все большее количество информации. С другой стороны, ко­нечно же, решающую роль в развитии может играть опыт. Ли и Бауэру (1969) удалось найти подтверждение обеих гипотез. Они изучали способность младенцев обнаруживать изменения в конфигурациях, образованных большим количеством (более 200) случайно расположенных точек. Сначала младенцам на определенное время предъявлялась первая конфигурация, затем вторая, которая была иден­тична первой, за исключением положения 40 образующих прямоугольник точек, который был смещен с одного края конфигурации к другому. Место, которое первоначально занимали эти 40 точек, случайным образом заполнялось другими точками. Точки, находившиеся на месте очерта­ний прямоугольника с другой стороны конфигурации, просто удалялись (см. рис. 5.27).

 

 

Рис. 5.27. Расположенно точек и этих двух случайных узорах иден­тично, за исключением прямоугольного ряда точек, который занимает в верхнем узоре более правое положенно, чем в нижнем. При предъявлении каждого узора в отдельности этот прямоугольник невидим. Однако при быстром последовательном предъявлении как взрослые, так и младенцы видят прямоугольную перемещающуюся на величину сдвига область. Это означает, что существует особого рода память на положение всех точек в первом узоре, которая служит основой для сравнения при предъявлении второго узора.

Индикатором реакции служило движение глаз в направ­лении перемещения. Если глаза младенцев двигались в сторону смещения прямоугольника, то предполагалось, что младенец обнаружил положение всех точек, образую­щих прямоугольник. В эксперименте менялось время предъявления первой конфигурации. Чем дольше она предъявлялась, тем больше было у младенцев времени для обнаружения этих точек. Чем больше времени требовалось ребенку для регистрации деталей, тем больше времени он должен был бы затратить на обнаружение прямоуголь­ника. На рис. 5.28 показано минимальное время, необхо­димое для того, чтобы вызвать движение глаз у детей раз­ного возраста, а также у взрослых в этом эксперименте. Младенцы очень быстро достигают уровня, который мало чем отличается от уровня взрослых.

ретинальная проекция – предыдущая | следующая – избирательное внимание

Психическое развитие младенца. Содержание.