Эти результаты показывают, что младенцы просто не в состоянии одновременно учесть всю информацию, которую они, однако, могут воспринять за более продолжительное время. При зрительном предъявления сложного объекта они обращают внимание только на один из параметров, характеризующих этот объект. Салапатек (1966) обнаружил, что до десяти недельного возраста дети реагируют на внешние детали объекта и игнорируют внутренние: до тех пор, пока некоторая внутренняя деталь остается внутри объекта, она функционально невидима. Бауэр и Дункельд (1973) предположили, что подобные результаты свидетельствуют об очень медленной переработке информации младенцами. Они могут одновременно обращать внимание только на один признак. При этом время, которое затрачивается ими на его восприятие, может быть значительно более продолжительным, чем время, затрачиваемое детьми более старшего возраста [20]. Существуют и другие данные о низкой скорости обработки информации у младенцев. Реакция на движущийся стимул быстро уменьшается по мере нарастания скорости движения. Это говорит о том, что изменения стимуляции происходят слишком быстро для того, чтобы быть замеченными. Этим же ограничением объясняется явная неспособность младенцев использовать информацию, содержащуюся в картинках . Хершенсон (1965) и Льюс (1965) показали, что младенцы с трудом обнаруживают различия между совершенно разными картинками. Не так давно Дункельд (1972) в неопубликованном исследовании обнаружил, что младенцы практически не способны различать два предмета на основе информации, содержащейся в картинках. Когда младенцу предъявлялась картинка с изображением двух чашек, одна из которых была наклонена так, что была хорошо видна лежащая под ней конфета, а затем предъявлялись две настоящие чашки, то его реакции, направленные на получение спрятанной под соответствующей чашкой конфеты, были совершенно случайными. Информация, содержавшаяся в картинке, просто не использовалась. Вполне возможно, что реакция на изображение как на объект была помехой для реакции на сами изображенные объекты. Такое двойственное восприятие должно было бы потребовать от младенца переработки большего количества информации, чем простая реакция на изображение как на объект. Каким образом расширяется объем одновременно перерабатываемой информации по море развития? Одна из возможностей состоит в том, что физический рост мозга и его связей позволяет одновременно обрабатывать все большее количество информации. С другой стороны, конечно же, решающую роль в развитии может играть опыт. Ли и Бауэру (1969) удалось найти подтверждение обеих гипотез. Они изучали способность младенцев обнаруживать изменения в конфигурациях, образованных большим количеством (более 200) случайно расположенных точек. Сначала младенцам на определенное время предъявлялась первая конфигурация, затем вторая, которая была идентична первой, за исключением положения 40 образующих прямоугольник точек, который был смещен с одного края конфигурации к другому. Место, которое первоначально занимали эти 40 точек, случайным образом заполнялось другими точками. Точки, находившиеся на месте очертаний прямоугольника с другой стороны конфигурации, просто удалялись (см. рис. 5.27).
Рис. 5.27. Расположенно точек и этих двух случайных узорах идентично, за исключением прямоугольного ряда точек, который занимает в верхнем узоре более правое положенно, чем в нижнем. При предъявлении каждого узора в отдельности этот прямоугольник невидим. Однако при быстром последовательном предъявлении как взрослые, так и младенцы видят прямоугольную перемещающуюся на величину сдвига область. Это означает, что существует особого рода память на положение всех точек в первом узоре, которая служит основой для сравнения при предъявлении второго узора.
Индикатором реакции служило движение глаз в направлении перемещения. Если глаза младенцев двигались в сторону смещения прямоугольника, то предполагалось, что младенец обнаружил положение всех точек, образующих прямоугольник. В эксперименте менялось время предъявления первой конфигурации. Чем дольше она предъявлялась, тем больше было у младенцев времени для обнаружения этих точек. Чем больше времени требовалось ребенку для регистрации деталей, тем больше времени он должен был бы затратить на обнаружение прямоугольника. На рис. 5.28 показано минимальное время, необходимое для того, чтобы вызвать движение глаз у детей разного возраста, а также у взрослых в этом эксперименте. Младенцы очень быстро достигают уровня, который мало чем отличается от уровня взрослых.
ретинальная проекция – предыдущая | следующая – избирательное внимание
Психическое развитие младенца. Содержание.