/     /  
2.4. Некоторые современные формы качественного подхода в социальной психологии

2.4. Некоторые современные формы качественного подхода в социальной психологии

Следует понимать, что существует широчайшее разнообразие методов и средств качественного исследования. Помимо методов фокус-группы и контент-анализа, которым будет уделено отдельное внимание в данном издании, в современной социальной психологии используется множество качественных методов исследования. Обычно они применяются в рамках определенных научных традиций. Рассмотрим некоторые из качественных подходов, реализуемых в исследовательской практике Запада и России.

1. Этнографические исследования

Подход более широко известен в антропологии и социологии, нежели в социальной психологии. В центре внимания лежат полевые исследования жизненного стиля членов социальных групп, таких, как малые этнические группы, работающие женщины, футбольные болельщики, наркоманы, жертвы культов и др. При этом подходе методы используются комплексно. Активно применяется включенное наблюдение, позволяющее отражать способы, которыми люди объясняют и осмысливают повседневную реальность. Используется метод качественного анализа документов – писем, фотографий, личных документов, образцов фольклора, а также данных групповых интервью. В результате проводится многосторонний анализ каждодневной практики общности с точки зрения ее культуры (нормы, традиции, язык, мифы).

2. Исторические исследования (устная история)

Подход имеет выраженный социологический характер. Метод составления устной истории позволяет описать субъективный опыт переживания определенных исторических событий, имеющих научное значение. Это может быть революция, общественные выборы, война, катастрофа, выдающееся культурное событие и т. д. Используются архивные материалы (мемуары, дневники, письма), данные интервью. Основное значение придается очевидцу как источнику информации о событии и его влиянии на жизнь индивида и общности. Однако необходим и глубокий анализ социально-исторического контекста.

3. История семьи

Исследование позволяет изучить взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается. Источником информации служат семейные архивы, глубинные интервью, генеалогические описания. В результате появляется возможность изучения влияния социальных изменений на малую группу, традиции, нормы и ценности ее членов.

4. История жизни человека (биографические исследования)

Изучение жизни человека от рождения до старости позволяет изучить взаимодействие индивида и социума, определить особенности влияния общества на личность и основы преобразующей силы человека разумного. Информация собирается в ходе работы с архивными данными (письма, дневники и т. п.), в том числе официальными документами, посредством интервью, беседы. Существуют разные методы изучения биографий – психобиография, просопрография, биограмма, метод коллективной биографии [26, 57, 100]. Особое внимание уделяется выбору теории, позволяющей объяснить полученные данные.

5. Феминистские исследования

Феминистский подход определяется Гриффин как «политическая теория и практика борьбы за освобождение всех женщин». Феминизм привержен коллективному действию, ценит личный опыт и рост сознательности. Феминисты выступают с критикой позитивистского акцента на экспериментировании, находя его «политически» ангажированным и увековечивающим неравноправие и избирательность в отношениях с властью. Первоначально основное внимание уделялось выявлению предвзятости в теории и практике исследований – «нейтральных» шкал, на самом деле благосклонных к мужчинам, пропущенных аспектов женской точки зрения в якобы «нейтральных» психологических моделях и т. п. В общем, исследования тяготеют к направленности на деятельность с элементами активного формирования повышен-ной сознательности и в конечном счете мира, свободного от мужского и, возможно, всякого давления.

6. Дискурсный анализ

Подход основывается на том убеждении, что социальная реальность создается, воспроизводится посредством общения. Дискурсный анализ коммуникации появился из постструктуралистской философии и семиотики. Поэтому для работ его авторов – Дж. Поттера, М. Уэзерелла и др. характерна высокая теоретичность и абстрактность. Автором дискурсивной модели массовой коммуникации Дж. Фиске дискурс определяется как «язык или система репрезентации, которая развилась в ходе социальных процессов и поддерживает согласованный набор смыслов относительно какого-то важного предмета» [104].

Освоение дискурсного анализа предполагает работу в двух аспектах: во-первых, собственные попытки выявления функций фрагментов текста и его упорядочивание, во-вторых, знакомство с хорошими образцами анализа. Основ-ной темой анализа французской и немецкой критических школ является социальная власть и воспроизводство общественного порядка. Обычным материалом для исследований служат тексты книг, архивных документов, литературно обработанные выступления. Англосанксонская традиция в большей степени ориентируется на исследование более част-ных, ситуативных и повседневных дискурсов. Излюбленным материалом для анализа служат записи естественно протекающих бесед. Пособием по проведению дискурсного анализа коммуникации может служить специальный раздел в работе С. В. Сивухи [77].

7. Обоснованная теория

Подход заимствован у социологов. Исследование проводится посредством построения «теории», т. е. связной системы понятий и утверждений автора текста, ее постепенного извлечения из данных. Осмысление качественного материала, или «текста», основывается на его интерпретации. Процедура применения метода построения обоснованной теории включает сбор материала (в т. ч. посредством интервьюирования и наблюдения), разделение текста на фрагменты, поиск смысла, перефразирование и называние фрагментов, реконструкцию последовательности фрагментов в целостном тексте. Интерпретация данных ведется одновременно с их получением. Большое значение придается тщательному качественному анализу материалов. Параллельно с обнаружением смыслов в тексте исследователь принимает решение о сборе дополнительного материала. Фундаментальная работа по построению обоснованной теории Ансельма Страусса и Джульетт Корбин переведена на русский язык и опубликована под заглавием «Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники” [82].

8. Исследование деятельности

В подходе, связанном с именами К. Левина, Эллиотта и др., учитывается влияние исследования на жизнь испытуемых. Изучение деятельности применяется, когда планирует-ся социальное изменение. Исследование тесно связано с прикладной психологической работой в таких областях, как образование, здравоохранение и производство. Процедура сводится к проведению определенного изменения в социуме и наблюдению за его последствиями. Используются методы опроса, структурированного интервью. Испытуемые могут привлекаться к разработке и исполнению исследования.

9. Кейс-стади (case study)

Метод кейс-стади предполагает изучение уникального объекта – индивида или общности – в совокупности его взаимосвязей. Ведется глубинное изучение своеобразия объекта. При изучении общности исследователи становятся ее членами и на протяжении длительного периода времени изучают систему взаимоотношений, особенности групповой динамики, значимость определенных событий в жизни коллектива. Обычно рассматривается один случай (case) индивидуальной или групповой активности. При сравнении его с другими их число не должно превышать трех–четырех. Например, при анализе особенностей взаимодействия руководителя и конкретного трудового коллектива изучается поведение руководителя в этом коллективе и сравнивается с особенностями отношений на предыдущих местах работы, с другими рабочими коллективами. Однако проблема сопоставления с другими случаями здесь является второстепенной по сравнению с изучением данного конкретного случая. Источниками информации служат данные включенного наблюдения, фокус-интервью, экспертного интервью, фото- и видеоматериалы, архивные документы. Выводы работы обычно персонифицированы или же носят локальный характер.

Формированию названных подходов к качественному исследованию в социальной психологии способствовали развитие и интеграция таких научных дисциплин, как лингвисти-ка, социология, культурология, психология, философия, науковедение и др. В итоге, многообразие методологических основ качественного исследования, с одной стороны, позволяет наиболее глубоко проникнуть в сущность изучаемого социально-психологического явления, но с другой – предъявляет серьезные требования к процессу овладения навыками качественного исследования.

Количественное и качественное исследование- предыдущая | следующая – Качественные методы

Оглавление
Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)