Восприятие предметов (избирательное внимание)

Рис. 5.28. Минимальное время экспозиции первого узора, требуемое для обнаружения изменения положения компонент узора в различном возрасте.

В этом эксперименте также участвовала группа недоно­шенных на два месяца младенцев (см. гл. VI). В возрасте пяти месяцев их показатели обнаружения сдвига критиче­ских точек не отличались от показателей нормальных трех­месячных младенцев. Это говорит о том, что добавочный опыт не дает преимуществ в решении данной перцептив­ной задачи. В более простом эксперименте, когда для об­легчения обнаружения смещенной фигуры добавлялись факторы близости и хорошего продолжения (см. рис. 5.29), результаты недоношенных детей в возрасте шести месяцев не отличались от результатов нормальных детей того же хронологического возраста, но и те и другие заметно отли­чались от взрослых (рис. 5.30). Таким образом, складыва­ется впечатление, что, когда избирательное внимание воз­можно, оно может быть развито и улучшено вне зависи­мости от стадии созревания.

Рис. 5.29. Треугольник, который может быть об­наружен на этом рисун­ке, смещался в сторо­ну, как и прямоуголь­ник на рис. 5.27. Наря­ду с правилом хорошего продолжения в этом слу­чае эффективным было и правило близости, по­скольку критические точ­ки больше и ближе друг к другу, чем окружаю­щие их элементы.

Рис. 5.30. Минимальное время экспозиции, необходимое для обна­ружения изменения положения треугольника, показанного на рис. 5.29, а также других аналогичных фигур.

Никаких специальных исследований того, каким обра­зом лучше всего развивать селективное внимание у мла­денцев, не проводилось. Уже простое увеличение разно­образия предметов, как подсказывает здравый смысл, по-видимому, позволило бы младенцу направлять свои огра­ниченные возможности по переработке информации на наиболее содержательные стороны его жизненного окру­жения. Поиски оптимальной организации такой среды могли бы стать удивительно интересной областью иссле­дования, вероятно очень полезной и в практическом отно­шении. Факты, с которыми мы познакомились в этой гла­ве, говорят о том, что именно в области избирательного внимания — минимизации внимания к несущественным признакам предметов — содержатся самые большие резер­вы для улучшения восприятия [1].

___________________________________________________________________________________

[1] Это очень активно разрабатываемая область исследований. В настоящее время нет общепринятой точки зрения по поводу стимульных переменных, которые контролируют внимание. Более того, некоторые авторы сомневаются даже, что переменные стиму­ляции как-то контролируют внимание. Нет единого мнения и в от­ношении лучших показателей ответов. По этим причинам проведен­ные до сих пор исследования не позволяют составить сколько-нибудь понятное и непротиворечивое представление о процессах развития избирательного внимания (Гибсон, 1969).

количество информации – предыдущая | следующая – моторное поведение

Психическое развитие младенца. Содержание.