7. Уровень умственного развития (интеллигентность, интеллект)
Хорошее или плохое мышление обычно связывают с понятиями интеллигентности или интеллекта. Мы не будем заниматься спорами, касающимися этих двух понятий, во многом отличающихся друг от друга. Как правило, чаще применяют слово «интеллект» в качестве определения адаптационной способности быстро и целесообразно реагировать на новую ситуацию (практическая интеллигентность), в то время как более узкое выражение «интеллигентность» применяют для обозначения врожденной способности индивидуального качества анализа и синтеза (интеллигентность теоретическая, качество мышления). Иногда бывает наоборот.
Для того чтобы избежать этих противоречий, мы будем использовать термин «уровень умственного развития», который применяется все чаще и чаще.
Когда мы используем термин «уровень умственного развития» именно потому, что хотим избежать противоречивого применения терминов «интеллигентность» и «интеллект», то мы думаем о наглядной и ненаглядной интеллигентности, о способности к анализу и синтезу, которые проявляются в первую-очередь мышлением, и именно логическим мышлением.
Существует много методов, устанавливающих процесс мышления: исследуемый должен определить, соответственно своему возрасту, некоторые понятия или классифицировать понятия (опять в соответствии с возрастными нормами), создать понятие по установленной связи (превосходство, подчинения, разнозначность – старшие дети, например, таким образом, что они должны назвать ряд превосходных понятий к сло- вам-раздражителям: слива, груша, фрукты и т. п. Младшие дети получают задание обозначить в ряде картинок предмет, не относящийся к остальным: например, в одном ряду изображены самокат, бегущий мальчик, велосипед и автомобиль. Следовательно, к средствам передвижения не относится бегущий мальчик) (рис. 24 и 25). Ребенок должен создать связи тождества и противоположности, аналогии, дополнения предложений с пропущенными словами, найти логические ошибки в предложениях, объяснить значение поговорки, рассказать сказку и т. п.
Тесты интеллекта
На основании иследованных реакций у большого количества лиц для практических целей были созданы так называемые тесты интеллекта (уровня умственного развития в более узком смысле слова). В качестве примера приведем хотя бы тест Равена – так называемый тест постепенно прогрессирующих матриц. Он представляет собой пять рядов картинок, каждый из которых содержит двенадцать задач с постепенно увеличивающейся сложностью (следовательно, в каждом из пяти так называемых сетов А, В, С, D, Е имеется 12 частичных задач). На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник с различными геометрическими фигурами внутри. В правом нижнем углу прямоугольника имеется свободное место. Под прямоугольником находятся два ряда форм (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника в качестве вероятных выбранных вкладок, каждая из этих вкладок имеет различный рисунок. Задача исследуемого найти в ряду этих шести или восьми вкладок ту одну которая точно подходит к свободному месту (рис. 26). Предпосылкой правильного решения является логическое рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором мы должны заполнить. В каждом сете задания становятся все Труднее и труднее. Поэтому этот тест назван тестом прогрессивных матриц.