тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

II. Гностические процессы (продолжение)

Следовательно, исследуемый должен решить 60 заданий (5 сетов по 12 матриц). Количество очков (количество правильно решенных зада­нии) по таблицам, составленным на основании изучения большого коли­чества лиц, указывает на место испытуемого в общей популяции. Напри­мер, ребенок 11,5 лет получает 18 очков (если он решил правильно 18 из шестидесяти задач). Этот результат соответствует только лишь пяти процентам популяции одиннадцатилетних детей. Это означает что только 5 детей из 100 одинадцатилетних детей имеют такой низкий результат теста. Если бы мы хотели перевести этот результат на так назы­ваемым коэффициент интеллекта, который представляет собой соотно­шение между умственным возрастом (действительной реакцией ребенка его интеллектуальной зрелостью) и физическим возрастом, то в данном случае коэффициент интелекта составлял бы 74, что в общем соответст­вует поясу так называемой ограниченности, что является поясом между нормой и дебильностью.

Следовательно суть заключается в том, что оценка результатов основывается на предположении статистической нормы, установленной и апробированной на большом количестве детей и взрослых.

Возраст умственного развития (ментальный возраст) (MB) устана­вливает актуальную зрелость ребенка на основании его результатов, по­лученных при проведении теста. Отношение между ментальным возрас­том и фактическим возрастом ребенка, физическим, хронологическим возрастом (ХВ) устанавливает, насколько абсолютный результат MB от­клоняется от среднего результата по формуле:

(МВ/ХВ) х 100 = КИ (квоциент интеллекта)

Основная ошибка этого механического понимания заключается в не­правильном понимании способности и умения и в отсутствии дифферен­циации компонентов ментального уровня, хотя очевидно, что решение жизненных ситуаций не зависит только лишь от интеллекта, а также и от способностей и умения и от сложных реакций всей личности. Именно от­торжение отдельных результатов от целого комплекса знаков и процес­сов, характеризующих личность и меру ее жизненной адаптабельности, является существенной ошибкой утверждения, что можно только по одному тесту определить «интеллект».

Другой неправильной предпосылкой является мнение, что интел­лект у одного и того же лица в сущности не изменяется и является вели­чиной постоянной. В тестологической практике это привело к убежде­нию, что можно только на основе одного лишь теста установить, напри­мер, и будущую профессию человека. Делались даже заключения о пре­восходстве или о неполноценности различных классов, рас и националь­ностей. В противоположность этому хорошо известно, как социальная запущенность, недостаток образования, а следовательно, и исполнение могут именно при тестах «знаний» (вербальных тестах – например, при первой вербальной части теста интеллекта Векслера) – извратить ре­зультат так же, как и моментальное волнение или нерасположение, шум, непривычная ситуация, на которую маладаптивное лицо реагирует не­благоприятно, но также и сам тест, который обычно не охватывает те способности и то умение, которыми испытуемый уже владеет.

Дженсен (1973) хотел доказать как генетическую классовую предрас­положенность в США, так расовую предрасположенность в отношении унаследованного интеллекта. Он доказывал, что низкий экономический и социальный стандарт вытекает именно из низкого КИ, а поскольку ли­ца с низким КИ вступают в брак тоже с лицами с низким КИ той же по­пуляции, то низкий КИ удерживается в последующих поколениях и еще больше ухудшается.

Аналогично этому на основе примерно 382 исследований Дженсен констатировал, что негры в США во всех тестах интеллекта в среднем имеют на целую сигму, следовательно, на 15 очков более низкий КИ, чем белые, следовательно среди негров в 7 раз больше ретардованных, интеллектуально неполноценных индивидов и в 7 раз меньше талантли­вых индивидов по сравнению с белыми.

К Дженсен присоединяется также Айзенк, который доказывал, что неполноценность интеллекта является наследственно обусловленной (The IQ_Argument, Library Press 1971).

интеллект – предыдущая | следующая – геритабельность интеллекта