Эволюционный ряд поведения мы можем описать следующими понятиями: а) у организмов без нервной системы тропизмы (геотропизм, фототропизм, гидротропизм) и таксис (инфузории, амебы), б) у организмов с нервной системой речь идет 1) о простых рефлексах (отдергивание при дотрагивании до раскаленной плиты, зажмуривание при резком внезапном освещении и т. д.), 2) о цепи рефлексов (инстинкты и влечения) безусловных и 3) об условных рефлексах (индивидуальный опыт у высший форм животных и у человека). Некоторые исследователи между инстинктами и влечениями видят различие в том, что инстинкты представляют собой застывшие, ригидные цепи рефлексов (см. Вышеприведенный пример об осах).
В отличие от них влечения хотя и являются цепью рефлексов, но с довольно значительной мерой селективности, избирательной возможности. Форма реакции не является застывшей. Это доказывают весьма отчетливо известные эксперименты Мебиуса или опыты китайского психолога Ку. Мебиус помещал в аквариум, разделенный стеклянной пере- городной на две части, карася. За перегородкой находилась голодная шука, тут же бросившаяся на карася. Но ударившись болезненно о стеклянную перегородку, она после нескольких попыток перестала бросаться на карася. Щука не бросилась на карася и тогда, когда Мебиус устранил перегородку.
Весьма инструктивными являются также и опыты Ку. Он воспитал три группы котят из одного помета при разных условиях. Первая группа никогда не видела мышей и кошек, ловивших мышей. Вторая группа жила с матерями, которые время от времени ловили и убивали мышей. Третья группа жила только с мышами в общей клетке.
Затем Ку закрывал отдельных котят в клетках с мышью. Мышей убивали: 85 % котят, живших до этого в клетках с матерями, 45 % котят, воспитанных в изоляции, в то время как котята, воспитанные от рожден- ния вместе с мышами, никогда не убивали мышей того вида, с которыми они были вместе воспитаны и лишь 15 % убивали мышей другого вида. В общем котята, жившие с кошками, вели себя враждебно по отношению к мышам, котята, жившие изолированно, вели себя нейтрально, а котята, воспитанные вместе с мышами, занимали по отношению к ним защитную позицию.
Затем Ку, как и Мебиус, создал условный рефлекс в том смысле, чт о каждый раз, как только котенок видел мышь, он получал электрический разряд. После этого котенок стал бояться мыши!
Следовательно, становится очевидным, что так называемые инстинктивные реакции до известной степени являются обусловленными индивидуальным опытом.
Были даже проведены эксперименты для установления иерархического порядка инстинктивных потребностей. К. Д. Ворлен соединил две самостоятельные камеры коридором, решетчатый пол которого проводил электрический ток. Мышка должна была волей-неволей пробежать по нему и вытерпеть боль, если хотела добраться до еды, до гетеросексуального партнера или попасть к детям.
Время наблюдения во всех опытах было постоянным и составляло 20 мин. Количество перебежек автоматически регистрировалось счетчиком.
Оказалось, что ориентировочный рефкелкс (необходимость обследовать окружающую территорию, по старой терминологии: влечение любопытства) был достаточно сильным стимулом для того, чтобы мыши перебегали на другую сторону 3-4 раза за 20 минут, даже если не было другого раздражителя.
Иерархия перебежек, а следовательно, и иерархия инстинктивных потребностей в смысле интенсивности была следующей:
1.Влечение материнства…………………………………………………………………………………….22,4
2.Жажда …………………………………………………………………………………………………………..20,4
3.Голод …………………………………………………………………………………………………………….18,2
4.Сексуальное влечение…………………………………………………………………………………….13,6
5.Ориентировочный рефлекс………………………………………………………………………………3,5
Это соответствует и нашим теоретическим рассуждениям и всей эволюционной линии. Целесообразно, чтобы в первую очередь был сохранен род, во вторую очередь – был сохранен индивид. И лишь на четвертом месте по интенсивности находится сексуальное влечение. (Именно в санитарном просвещении очень хорошо можно продемонстрировать, что сексуальное влечение у животных не относится к тем, без удовлетворения которого животное погибло бы, поэтому самообладание должно иметь место!)
По некоторым теориям поведение человека было неправильно выведено только из инстинктов и влечений, которые якобы являются единой движущей силой всей личности и даже всего общества (Фрейд) и его культуры, хотя мы видим, что кажущаяся целенаправленность и целе- собразность инстинктов при изменении условий жизни становится в поведении чем-то бессмысленным (оса Фабра).
Эксперименты Мебиуса и Ку отчетливо показали, что то, что во многих, случаях кажется «наследственным», «естественным», «вечным» влечением, в действительности было приобретено в результате обучения, действия новых раздражителей и ситуаций.
Без сомнения, человек располагает филогенетически более старым слоем инстинктов и влечений, биологических потребностей. Но человеческое сознание индивидуальное и общественное в ходе истории изменяет чисто биологические потребности в интересы и ценности. Человек имеет историю – животные ее не имеют!
Человек не довольствуется только насыщением и освобождением от инстинктивного напряжения (как, например, новорожденный или первобытный человек в первой стадии развития). Чем более зрелый человек в культурном отношении, тем сознательнее и более дифференцированно он делает выбор среди своих потребностей и придает им определенную иерархию, уже не только слепо биологическую.
Историческое развитие общества устранило только биологическую борьбу за жизнь и в определенных общественных формациях, над экономическим базисом выросла сложная культурная надстройка ценностей. Поэтому нельзя согласить с тем, что войны являются «вечным» проявлением агрессивности.
Возврат к инстинктивной жизни мы наблюдаем в виде типичного явления у ослабленной коры (истерия, склероз и т. п.), т. е. там, где нет сознательной регуляции, осуществляемой корой, или там, где она ослаблена другими факторами.