/     /  
Гипноз

Гипноз

Внушение и внушаемость являются весьма существенными компо­нентами гипноза. Под суггесцией (внушением, определений которого было очень много) можно понимать воздействие на психические поцессы средствами социальных взаимоотношений (речь, письмо, мимика, же­стикуляция и т. п.). Психические процессы без такого влияния потекали бы по другому пути. Внушаемость это большая или меньшая степень оказания влияния с помощью стимулов социальных взаимоотношений.

Возможна и аутосуггесция, самовнушение, на которой основывают­ся даже целые психотерапевтические школы (Ку учил своих больных аутосуггестивному убеждению, что «они чувствуют себя все лучше», что «они спят гораздо лучше» и т. п.). Вондрачек различает положительное внушение и отрицательное внушение (репудиацию) – то и другое может быть или индивидуальным, или групповым.

О гипнозе Павлов написал дословно следующее: «В гипнозе и поло­жительный тонус здоровой и сильной коры бывает понижен в результате иррадиированного торможения. Когда в такую кору, в определенный участок ее, направляется слово, приказ гипнотизера в качестве раздра­жителя, то этот импульс концентрирует процесс раздражения в соот­ветствующем пункте и моментально сопровождается отрицательной ин­дукцией, которая вследствие слабого сопротивления распространяется по всей коре. Тем самым слово, приказ совершенно изолируется от всех влияний и становится абсолютным, непреодолимым и закономерно действующим импульсом, даже и после того, когда гипнотизируемого возвратят в состояние бодрствования».

Отношение между гипнотизируемым и гипнотизирующим называ­ем рапортом – это единственное отношение или связь, при которой гипнотический сон (благодаря пунктам рапорта) является не тотальным, а частичным сном. Обычно глубина гипнотического сна обозначается по степеням: сомнолентность (просто сонливость), гипотаксис (гипнотизи­руемый имеет пониженную возможность движения, чувствует себя как бы парализованным, связанным) и сомнамбулизм, при котором появля­ется амнезия. Для терапевтических целей вполне достаточной является граница между первой и второй стадией гипнотического сна. Для практических целей и для научных исследований гипноза были разработаны шкалы, позволяющие ориентироваться в глубине гипноза; одной из на­иболее часто применяемых является стенфордская шкала (Хилгард, Вейтценгоффер, 1959), которая предназначена для измерения гипнабель­ности бодрствующей и гипнотической. Внушение, что:

  1. рука в горизонтальном положении упадет;
  2. приблизить к себе руки с вытянутыми ладонями;
  3. около головы летает надоедливая муха;
  4. руки нельзя отделить одну от другой;
  5. напряженную натянутую руку невозможно согнуть;
  6. невозможно открыть глаза;
  7. нельзя назвать свое имя (гипнотизируемый старается его пробор­мотать);
  8. невозможно поднять плечо;
  9. при ответе «да» рука гипнотизируемого будет одновременно пи­сать «нет»;
  10. ощущает горький или соленый вкус;
  11. гипнотизируемый должен отвечать голосу, делающему внушение;
  12. слышит и видит внушаемую ситуацию (как галлюцинацию);
  13. карты разложены в несколько пачек, и следует сосчитать количе­ство карт в пачках;
  14. ничего не чувствует (контроль щелочью);
  15. наступает возрастной регресс; должен написать свое имя так, как он его писал в 5-м, а затем и во 2-м классе школы;
  16. лежат не две коробочки (как на самом деле) а три; он должен в среднюю коробку положить монету;
  17. показываемый лист бумаги чистый, в то время как на нем изоб­ражен рисунок. Затем на него кладут геометрическую фигуру, которая на рисунке кажется деформированной но должна быть видима гипноти­зируемым как недеформированная;
  18. гипнотизируемый имеет постгипнотическую амнезию – не по­мнит, что с ним было.

Приказания, которые мы производим (например больному с энуре­зом приказываем просыпаться от давления наполненного мочевого пу­зыря; человеку, страдающему фобиями, внушаем, что он не будет боять­ся; больной, страдающей рвотой беременных, внушаем, что у нее прекратится рвота и т. п.), в сущности являются постгипнотическими при­казаниями; больной будет слушаться этих приказаний и после пробуждения. В связи с тем, что и деятельность внутренних органов подчиня­ется приказам коры (сравни работы Быкова и результаты кортиковисцеральной медицины вообще), можно оказать влияние и на самые глубо­кие физиологические и биологические процессы, которые связаны с веге­тативной нервной системой, с обменом веществ и т. д. Например, можно внушить в состоянии гипноза, что гипнотизируемый съел стакан меду, и после этого обнаружить выраженное повышение уровня сахара в крови примерно на 30-40 %.

Особенно при лечении неврозов во многих случаях гипноз становит­ся очень важным, хотя все еще недооцениваемым методом в связи с тем, что гипноз еще не стал само собой разумеющимся оружием молодого врача из-за самых разнообразных предрассудков. Было бы неправильно видеть в гипнозе какое-то «волшебное всеисцеляющее средство», но он является весьма важным адъюватным методом, и только избыточная ве­ра в медикаменты и недооценка психотерапии и действия слова и при особых условиях гипноза ведет к непродуманному пренебрежнению этим методом. В связи с простой и доступной техникой гипнотерапия особенно важна там, где медикаментозные средства оказываются неэф­фективными и где не действуют ни слова, ни рациональное объяснение, так как реакции больного вытекают из внерациональных компонентов.

В настоящее время уже научно применяют гипноз в таких областях медицины, где еще до недавних дней это казалось чуть ли не шарлатан­ством: кожные заболевания, гинекология, внутренние болезни, лечение алкоголиков, анальгезия в хирургии и т. д.

Наибольшее значение гипнотерапия имеет при лечении невротиче­ских симптомов и заболеваний.

Синхронный и парадоксальный сон – предыдущая | следующая – Личность

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)