О.А. Кроткова
Москва, Россия
В последние годы все более отчетливо формулируется гипотеза о том, что перестройка полушарных отношений позволяет реализовать компенсаторные резервы мозга и выступает как базисный адаптационный механизм. Изменение коэффициентов асимметрии полушарий мозга наблюдается в ответ на сильное переутомление, стресс, резкую смену климато-географических условий проживания и другие воздействия, позволяя индивиду достичь максимального эффекта адаптации (Советов, 1988; Ильюченок с соавт., 1989; Кроткова, 1998). Настоящая работа, развивающая эту гипотезу, состоит из двух частей – экспериментальной и клинической.
В эксперименте мы моделировали изменение функциональной активности полушарий мозга при запоминании нового движения. Мнестический образ произвольно выполняемого движения, безусловно, носит центральный характер обеспечивается работой обоих полушарий мозга, но при движении одной конечности сопровождается преимущественной активизацией контралатерального полушария. Надо отметить, что большинство исследований функциональной асимметрии конечностей проводятся с экспериментальными заданиями для рук. Однако функциональная асимметрия может в значительной степени изменяться за счет упражнений, а неравенство рук в онтогенезе постоянно усиливается “удобной для правшей” предметной средой. Движения ног не испытывают таких жестких асимметричных влияний предметного мира (Chapman, 1987). Построив методику на выполнение движений в одном из суставов нижних конечностей, мы предполагали изучить межполушарные взаимодействия в более “чистом” виде.
Немного подробнее о самом эксперименте. Для запоминания предъявлялись простые периодические движения разной частоты. Испытуемый сидел перед монитором с двумя подвижными светящимися столбиками. Один из столбиков являлся задающим сигналом – он плавно, с постоянной частотой
двигался вверх-вниз. Второй столбик управлялся движением стопы испытуемого, его высота в каждый момент времени была пропорциональна углу наклона платформы.
При заучивании движения испытуемый должен был осуществлять такие движения стопой, чтобы “его” столбик двигался с такой же амплитудой и скоростью, как задающий. Одновременно предъявлялось задание запомнить это движение. При воспроизведении движения по памяти экран был выключен, и
испытуемый выполнял равномерное периодическое движение так, как он запомнил.
Методика состояла из блоков, в каждый из которых входило три задания: 1. Заучивание движения. 2. Воспроизведение по памяти той же ногой. 3. Отсроченное (через 2-3 минуты) воспроизведение по памяти двумя ногами сразу. Выполнение каждого из этих заданий осуществлялось в течение 30-ти секунд. За это время движение не успевало автоматизироваться, а потому при воспроизведении его по памяти всегда возникала ошибка. Причем, как мы и ожидали, чем больше времени проходило от момента заучивания до воспроизведения, тем больше была эта ошибка. В разных блоках заучивались движения разной частоты. Половина блоков начинала выполняться с левой ноги и половина – с правой.
В эксперименте приняли участие 36 здоровых испытуемых в возрасте от 20 до 50 лет, 12 мужчин и 24 женщины. Все испытуемые были правшами.
На рисунке представлены средние данные по группе для всех движений. Чем выше столбик, тем больше ошибка в осуществлявшемся движении. Из рисунка видно, что при выполнении движения левым голеностопом потеря информации из памяти в последующем была значительно меньше, чем при работе правого голеностопа (р<0,001). Преимущественная активизация правого полушария на стадии заучивания движения приводила к более прочному хранению в памяти его образа по сравнению с преимущественной активизацией левого полушария в аналогичной задаче.
В литературе уже встречались сообщения о том, что если при выполнении какой-то новой деятельности в эксперименте моделируется поочередное “обучение” конечностей, то лево-правая и право-левая последовательности не будут равнозначны. В целом ряде экспериментальных работ у половины испытуемых двигательный навык формировался вначале на левой руке, потом – на правой, у другой половины испытуемых – в обратной последовательности. Во всех этих работах подгруппа, начинавшая с субдоминантной руки, оказывалась в целом более успешной, чем начинавшая обучение с доминирующей руки ( Эрдели, 1979; Бабаджанова, 1984; Hicks, 1972). Таким образом, когда первоначальное преобладание функциональной активности задавалось правому полушарию, задача выполнялась более успешно.
Подтверждают это положение и данные, полученные при регистрации биоэлектрической активности мозга при естественном двустороннем участии конечностей в формировании двигательного навыка. Начальные стадии этого процесса сопровождаются более высокой функциональной активностью правого полушария, а в последующем ведущая роль переходит к левому (Сологуб, 1981).
Трактовка перечисленных фактов может быть различной. Во-первых, право-левый переход функциональной активности полушарий мог быть отражением меняющегося психологического содержания осуществляемой деятельности на разных стадиях ее совершенствования. Процесс выработки навыка мог происходить с разной степенью развернутости и осознанности отдельных шагов, с использованием разных приемов опосредования. При этом естественно, что разные внутренние стратегии обеспечивались разными мозговыми системами.
внутренняя сторона речи – предыдущая | следующая – коэффициенты асимметрии
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание