тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

4.1. Проблемы нейропсихологической реабилитации больных с нарушением психических функций (продолжение)

Ниже кратко остановимся на нашем представлении о новой форме реабилитации.

1. НПР — это прежде всего ряд мероприятий, направленных на реабилитацию определенного контингента больных (с локальными поражениями мозга различной этиологии: нарушения мозгового кровообращения, инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и др.).

2. НПР имеет свои задачи — восстановление нарушенных психических функций (а не приспособление к дефекту и промежуточные цели — преодоление изменений личности больных, негативных реакций, восстановление активных форм вербального и невербального поведения, создание нужных мотивов поведения и др.).

3. НПР имеет свои пути и методы реабилитации больных. Главный и единственно правильный путь реабилитации этого контингента больных — это путь восстановления психических функций.

4. НПР имеет и свои методы реабилитации, которые состоят по меньшей мере из двух групп. Первая группа методов направлена на восстановление нарушенных ВПФ, вторая — включает методы и мероприятия, направленные на восстановление личного и социального статуса больного путем апелляции к его личности, к окружающей среде, к общению с окружающими, к различным видам деятельности. Нельзя понимать так, что при восстановлении ВПФ психолог, врач, дефектолог не опираются наличность больного, не вовлекают его в процесс обучения. Обе группы методов тесно взаимодействуют, но на каждом этапе реабилитации то одна, то другая группа методов становится ведущей, но не изолированной. То же относится к задачам и целям НПР.

Главным и наиболее эффективным методом восстановления функций является восстановительное обучение, которое следует рассматривать не только как один из методов НПР, но прежде всего как наиболее эффективный способ восстановления нарушенных психических функций, таких как речь, восприятие, чтение, письмо и др. Сколько бы мы ни говорили о НПР — ее составных частях, задачах, принципах,— мы не на много продвинемся вперед, пока не поставим конкретный вопрос о путях и методах восстановления пострадавшей функции. Естественно, что задачи реабилитации этого контингента больных могут быть полноценно решены только благодаря восстановлению нарушенных психических функций и вследствие этого. Сколько бы мы ни воздействовали на личность больного, ни помещали бы его в нужную социальную среду, мы не сможем научить его говорить, писать, считать, читать. И пока больной не овладеет навыками речевых функций, памяти, внимания, интеллектуальной деятельности и др., процесс реабилитации не сможет протекать нормально и решать свои задачи. С другой стороны, восстановительное обучение так же, как и весь процесс реабилитации, должно апеллировать к личности больного, но через определенные методы, которые должны воздействовать собственно на дефект и на личность больного, его эмоционально-волевую сферу. В этом и заключаются особенности взаимодействия системы НПР и одного из ее методов — восстановительного обучения неврологических и нейрохирургических больных.

5. Конечной целью реабилитации этих больных является возвращение их в нормальную, а не в упрощенную социальную среду. Эта цель может быть достигнута только путем преодоления основных дефектов.

НПР имеет как общее с задачами, целями, путями и методами реабилитации больных, страдающих другими заболеваниями, так и специфическое. Реабилитация больных — более широкое понятие, чем НПР, но обе они направлены на выполнение одной цели. НПР, в свою очередь, более широкое понятие, чем восстановление ВПФ. Оба они направлены на одну цель, но в полном взаимодействии решают разные задачи.

6. Задачами восстановления ВПФ и восстановительного обучения является восстановление нарушенных функций, восстановление деятельности человека.

От эффективного решения этих задач будет зависеть эффективность НПР, задачами которой является восстановление личного и социального статуса больного, его положения в социальном обществе, в различных его малых социальных группах (семейных, профессиональных и др.), восстановление всей системы отношений больного, имевшейся у него в преморбиде (иерархии мотивов, симпатий, антипатий, чувства долга, престижных моментов, ценностных ориентации и др.).

НПР и восстановление ВПФ не исключают, а тесно дополняют друг друга и взаимодействуют. Они связаны и структурно, и функционально,— решая разные задачи, они стремятся к единой цели — возвращению больных к нормальной социальной жизни.

Таким образом, мы будем понимать НПР больных как системное воздействие на дефект с помощью специальных методов, предусматривающих также апелляцию к личности и к малой социальной терапевтической группе больных, направленное прежде всего на восстановление ВПФ (а не приспособление к дефекту), как на главную задачу, решение которой позволит привести к достижению конечной цели — реабилитации больного, т. е. восстановлению его личного и социального статуса, возвращению в нормальную (а не упрощенную) социальную среду, к общественной и трудовой деятельности.

В проблеме реабилитации больных, в том числе и НПР, как видно из вышесказанного, с особой отчетливостью выступает проблема биологического и социального. Системная концепция реабилитации, считает М. М. Кабанов, является особой методологической установкой, позволяющей избежать альтернативного сопоставления социального и биологического. А. Р. Лурия по поводу этой проблемы писал, что «социальное не просто взаимодействует с биологическим; оно образует новые функциональные системы, используя биологические механизмы, обеспечивая их новые формы работы, и именно в формировании таких “функциональных новообразований” и лежит факт появления высших форм сознательной деятельности, которые появляются на границе естественного и общественного…» {Лурия, 1977. С. 75). Это теоретическое положение как нельзя лучше объясняет необходимость социального воздействия на заболевшего человека и указывает его пути и возможности реабилитации больных.

4.1. Проблемы нейропсихологической реабилитации больных с нарушением психических функций – предыдущая  | следующая –  4.2. Научные основы восстановительного обучения

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.