тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

3.1. Краткая характеристика метода фокус-группы

      Фокус-группа – метод неформализованного группового интервью, сфокусированного на определенном предмете обсуждения.

            Возникновение метода связывают с двумя исследовательскими традициями:
1) традицией индивидуального интервьюирования,
2) школой групповой динамики К. Левина.

         Сам термин «фокус-группа» является сокращением от названия метода фокусированного группового интервью, предложенного американскими социологами Робертом Мертоном, Марджори Фиске и Патрисией Кендалл в работах 1946 и 1956 гг. [108, 109]. Впервые он был применен в ходе изучения убедительности пропаганды во время Второй мировой войны. В дальнейшем процедура проведения метода претерпела значительные изменения.

             Метод фокус-группы достаточно активно использовался западными исследователями, начиная с 1950-х гг. Рост популярности его применения приходится на 80-е гг. прошлого века и связывается с общим ростом интереса к качественным методам, а также успехами применения метода в практике маркетинговых и политологических исследований. Знакомство российских исследователей с методом фокус-группы произошло только со снятием «железного занавеса». Отечественная традиция фокус-группового исследования находится в стадии становления, практически полностью основываясь на достижениях западной науки. Наиболее признанными популяризаторами метода в стране являются авторы специализированных пособий С. А. Белановский, а также Н. Н. Богомолова, О. Т. Мельникова и Т. В. Фоломеева [12, 15].

           Целью метода является получение данных о мнениях и реакциях участников фокус-группы. Как качественный метод социально-психологического исследования, фокус-группа позволяет получить обширный индивидуализированный материал, выявить неосознаваемые факторы отношения к определенным предметам и явлениям, вскрыть причинно-следственные связи функционирования социально-психологических явлений.

                Основным психологическим механизмом фокус-группы можно считать групповую дискуссию, условия которой активизируют процесс осмысления и выражения позиций участников группы. Особое внимание уделяет присутствующему в ходе фокус-группы социальному контексту С. А. Белановский. Он рассматривает группу как модель социума. В группе появляются и реализуются человеческие взаимоотношения. В условиях группового взаимодействия формируется групповое и общественное мнение. Поэтому изучаемое в ходе исследования общественное мнение по тому или иному аспекту социальной активности наиболее адекватно выражается именно в условиях группы. Для понимания процессов, происходящих в группе, целесообразно использовать модель социодинамики группы, предложенную Г. Вернером. Психологом обозначены три стадии:
1) недифференцированной общности,
2) дифференциации,
3) иерархической интеграции [112].

         Как отмечает С. А. Белановский, при соблюдении закономерностей проведения в ходе фокус-группы ее члены проходят все три стадии динамики – от недифференцированного целого – до иерархически интегрированной группы. В начале фокус-группы отсутствует социальная структура, определяющая личные взаимодействия. Когда участников группы просят высказать свое мнение по изучаемому аспекту, происходит дифференциация членов, формирование системы взаимоотношений. Выделяются доминирующие и уступчивые члены группы, к лидерам примыкают последователи, формируются микрогруппы (обычно 2–3). Именно на стадии иерархической интеграции появляется возможность выявления структуры общественного мнения, потребительских взглядов изучаемой части общества.

              Условия группового обсуждения заставляют его участников выражать свое мнение, отвечать на мнения других. Групповая дискуссия способствует всматриванию в собственную позицию, ее определению. Таким образом, группа выступает в качестве катализатора когнитивных процессов, обуславливая социальную фасилитацию. Этому способствует как собственное взаимодействие с другими членами группы, так и наблюдение и выслушивание других позиций.

              Итак, основным достоинством применения метода фокус-группы при исследовании процессов массовой коммуникации является возможность получения данных о глубинных переживаниях и представлениях членов аудитории воздействия. Наиболее существенный недостаток метода состоит в сложности проведения конкретной фокус-группы.

           Разумеется, немалые затраты требуются и для организации встречи модератора (ведущего) с представителями целевой аудитории, составляющими репрезентативную выборку. Рекомендуемое количество фокус-групп для гомогенной группы составляет 4 встречи. Хотя данные одной фокус-группы способны во многом скорректировать представления об изучаемом феномене, тем не менее, они могут быть очень неполными.

              Помимо этого обработка данных фокус-группы требует долговременной, кропотливой и вместе с тем творческой работы аналитика. Тем не менее, именно руководство встречей, работа модератора – основной залог успеха исследования. К ведущему группы предъявляются высокие требования, связанные с лидерскими и коммуникативными навыками, навыками анализа групповой динамики.

           Метод фокус-группы может использоваться практиками, мало знакомыми с методологическими основаниями введения данного метода в исследовательскую практику. В этом случае могут возникнуть две трудности:

  • во-первых, материал не будет собран (в ходе обсуждения участники могут уйти от темы, сконцентрироваться на мнении лидера или наиболее активных участников, выразить нежелание обсуждать тему и т. п.);
  • во-вторых, полученный материал будет неадекватно интерпретирован.

           Развитию навыков проведения фокус-группы способствует имеющийся опыт руководства и работы в тренинговой группе, участие в организации, фиксации и обработке данных фокус-групп, и, прежде всего, понимание методологических основ введения данного метода в практику психологического исследования массовой коммуникации.

              Качественные методы – предыдущая | следующая – Проведение фокус-группы

      Оглавление

Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым