3. Воображение (фантазия)
Оно представляет собой творческие грезы, преобразование представлений, отражающих реальность, и одновременно оформление и создание новых воображаемых связей. Физиолог Гельмгольц, математик Пуанкаре, Россман (изучавший творческую фантазию нескольких сот изобретателей) пришли к общему заключению, что настоящие творческие мысли (вдохновение) возникают чаще всего после усиленной работы в период разрядки.
Однако художественная или научная фантазия представляет собой очень сложный процесс. В динамическом и диалектическом равновесии, в гармонии и в противоречиях в нем содержится творческое усилие, необыкновенно живая и конкретная точка зрения, верная память, интенсивная аналитико-синтетическая деятельность, страстная эмоциональная увлеченность, одновременное внимание к деталям и видение общего и прежде всего замысел, осуществляемый при помощи систематического упорного и сосредоточенного труда.
Фантазия требует уже обобщения, типизации и схематизации воображения. Художественное произведение типизирует при сохранении индивидуального характера («Красноармеец» Маковского является типом, но одновременно он сохраняет индивидуальные черты).
Фантазия – это создание новых воображаемых связей на основе эмпирической материи предыдущих впечатлений. Различают фантазию: а) воссоздающую и б) творческую.
Воссоздающая (реконструктивная – регистрационная) фантазия создает цепь представлений на основе данной схемы (чтение географической карты, эпигоны).
Творческая фантазия создает оригинальные, новые связи воображений и мыслей. Это предполагает сначала диссоциацию, разрушение старых связей. И только на их обломках создаются новые связи. Поэтому каждый великий творец обычно сталкивается с временным непониманием современников, привыкших к схемам (сравни: Бетховен, Сметана, Маха, Яначек и т. д.).
Наглядно может иллюстрировать фантазию как новые связи представлений поэзия. (В качестве примера приведем отрывок из произведений И. Горы: «Остановите свой бег, ветренные дни, поставьте на траве свои шатры; рука, раздвинувшая тишину, платком тьмы омоет мои раны». Здесь имеется необычная оригинальная связь бегущих ветренных дней, которые поэт хотел бы остановить для того, чтобы отдохнуть как в шатре на травянистом лугу в целительной тишине – опять оригинально представляемой в подобии нежной руки, омывающей глубокую рану.)
Очень большое теоретическое значение для изучения фантазии, сна и творческой деятельности имеет исследование галлюциногенов.