II. Гностические процессы (продолжение)

3. Воображение (фантазия)

Оно представляет собой творческие грезы, преобразование представле­ний, отражающих реальность, и одновременно оформление и создание новых воображаемых связей. Физиолог Гельмгольц, математик Пуанка­ре, Россман (изучавший творческую фантазию нескольких сот изобрета­телей) пришли к общему заключению, что настоящие творческие мысли (вдохновение) возникают чаще всего после усиленной работы в период разрядки.

Однако художественная или научная фантазия представляет собой очень сложный процесс. В динамическом и диалектическом равновесии, в гармонии и в противоречиях в нем содержится творческое усилие, не­обыкновенно живая и конкретная точка зрения, верная память, интен­сивная аналитико-синтетическая деятельность, страстная эмоциональ­ная увлеченность, одновременное внимание к деталям и видение общего и прежде всего замысел, осуществляемый при помощи систематического упорного и сосредоточенного труда.

Фантазия требует уже обобщения, типизации и схематизации вооб­ражения. Художественное произведение типизирует при сохранении ин­дивидуального характера («Красноармеец» Маковского является ти­пом, но одновременно он сохраняет индивидуальные черты).

Фантазия – это создание новых воображаемых связей на основе эм­пирической материи предыдущих впечатлений. Различают фантазию: а) воссоздающую и б) творческую.

Воссоздающая (реконструктивная – регистрационная) фантазия соз­дает цепь представлений на основе данной схемы (чтение географиче­ской карты, эпигоны).

Творческая фантазия создает оригинальные, новые связи воображе­ний и мыслей. Это предполагает сначала диссоциацию, разрушение ста­рых связей. И только на их обломках создаются новые связи. Поэтому каждый великий творец обычно сталкивается с временным непонимани­ем современников, привыкших к схемам (сравни: Бетховен, Сметана, Маха, Яначек и т. д.).

Наглядно может иллюстрировать фантазию как новые связи пред­ставлений поэзия. (В качестве примера приведем отрывок из произведе­ний И. Горы: «Остановите свой бег, ветренные дни, поставьте на траве свои шатры; рука, раздвинувшая тишину, платком тьмы омоет мои ра­ны». Здесь имеется необычная оригинальная связь бегущих ветренных дней, которые поэт хотел бы остановить для того, чтобы отдохнуть как в шатре на травянистом лугу в целительной тишине – опять оригиналь­но представляемой в подобии нежной руки, омывающей глубокую рану.)

Очень большое теоретическое значение для изучения фантазии, сна и творческой деятельности имеет исследование галлюциногенов.

 

ассоциативные методы – предыдущая | следующая – память