/     /  
Нарциссическое расстройство личности (продолжение)

Нарциссическое расстройство личности (продолжение)

3.2. Этиология нарциссического расстройства личности При описании нарциссического личностного расстрой­ства и его генеза в современной психоаналитической лите­ратуре все чаще употребляются такие метафоры, как «уяз­вимый ребенок», «заброшенный ребенок», «использован­ные дети», «пленники детства». О.Кернберг связывает нарциссическую патологию с вы­раженной фрустрацией оральных нужд в период с 4-го по 12-й месяцы жизни. Мать нарцисса описывается им как хо­зяйка хорошо организованного дома, хорошо предсказуемая в своих действиях, но при этом безразличная, бездушная, бессердечная, полная невербализуемой агрессии. Позднее к этим характеристикам добавляются такие, как угрожающая, садистская, опасная, нечестная, удерживающая, манипулятивная, перфекционистская (это относится не только к ма­теринской фигуре, но и к мать/отец конденсации). Особен­но подчеркивается хроническая холодность родительских фигур и скрытая интенсивная агрессия. Очевидно, что та­кие характеристики не позволяют матери выполнять функ­ции регуляции напряжения в диаде «мать—дитя». Именно с первоначальным дефицитом гомеостаза С.Бах (Bach S., 1977a) связывает нарциссические состояния, при которых выражены проблемы настроения, самоуважения и регуляции напряжения. В дальнейшем нарциссический гнев воз­никает как компенсация сверхвозбуждения. Большинство авторов подчеркивают, что развитие нарциссической патологии связано с поощрением матерью необоснованно-раннего чувства автономии в процессе сепа­рации—индивмдуации. Дж.Мастерсон (Masterson J., 1981) от­мечает, что травма (неудовлетворения матерью инфантильных нужд) приходится на более ранний период, чем при погра­ничной патологии, на субфазу «практики» процесса се­парации—индивидуации, по М.Малер. Ф.Гринейкр (Greenackre Р., 1945) также рассматривает нарциссизм как фиксацию на стадии ненадежных отношений мать—ребенок в период до 18 месяцев. Преждевременная автономия приветствуется ма­терью из-за ее собственной нетолерантности к зависимости; такая нетолерантность часто обусловлена выраженностью у ма­тери нарциссических черт. Провоцируя незрелую автономию, нарциссическая мать желает превратить ребенка в объект нар­циссического удовлетворения. О.Кернберг отмечал, что нарциссические пациенты часто от рождения обладали особым качеством, объективно вызывающим зависть и восхищение. Мать нарциссически использовала ребенка как продолжение себя, делая его «особым», «гением», «бриллиантом», «пред­метом искусства». А.Миллер (Miller Л., 1975) подчеркивает, что ребенок интуитивно воспринимает потребность матери в нарциссическом удовлетворении через него, обеспечивающем ему условную любовь. X. Кохут считает, что в таком случае ребе­нок выполняет функции Я-объекта для нарциссических роди­телей. Происходит сверхстимуляция Я ребенка, но она не отно­сится к истинному Я, а связана с родительскими нуждами. Поэтому как следствие сверхстимуляции, при всей своей амби­циозности, нарциссическая личность страдает отсутствием истинного энтузиазма в отношении целей (Kohut Н., Wolf Е., 1978). Выраженность нарциссических черт у родителя (особенно у матери) означает двойственность материнского отноше­ния, в частности, выраженность зависти. Как оборотная сто­рона восхищения, зависть стоит за требованием нарцисси­ческого совершенства, тогда нарциссические «провалы» ребенка повышают материнское самоуважение (Patrick J., 1985). В исследовании этиологии мазохистического и нарцисси­ческого личностных расстройств было показано, что мазохизм и нарциссизм могут развиваться в семьях с нарциссической динамикой, где дети выполняют разные роли для обеспечения родительского самоуважения. Проекция иде­ального родительского Я на ребенка ведет к нарциссичекой патологии, проекция обесцениваемою родительского Я — к мазохистической (Glickauf-Hughes Г., 1997). Среди факторов, влияющих на развитие нарциссичеекой патоло­гии, выделяются темперамент и пол ребенка, а также по­рядок рождения. Отмечается, что при сходстве темперамента с матерью ребенок с большей вероятностью начинает играть роль материнского Я-объекта, развивая нарцисси­ческую патологию. В отношении пола ребенка все зависит от того, какой пол идеализирует мать. Правда, в других иссле­дованиях было показано, что нарциссическая naтология чаще развивается у мужчин, а пограничная — у женщин, так как мальчики всегда больше поощряются к автономии, чем де­вочки (Haaken J., 1983). Если мальчик воспринимается как «лучший пол», как «приз», мать с большей вероятностью «отзеркаливает» в нем социальную активность, успешность. В отношении влияния порядка рождения на развитие нарцис­сичеекой патологии также вопрос спорный. С одной стороны, иногда идеализируется именно первый ребенок. С другой стороны, первый ребенок чаще становится «козлом отпу­щения» и развивает мазохистическую патологию из-за ма­теринской тревожности и недостатка опыта. Дж.Картис и Д.Коувел (Curtis J. & Cowell D., 1993) утверждают, что пер­вый ребенок, так же, как и единственный, все-таки более часто развивает нарциссическую патологию. Основной вывод, который делает Гликауф-Хагс, аналогичен представ­лению о нарциссах как «использованных детях». В семьях с нарциссичеекой динамикой аутентичность самовыражения детей подавляется, поощряется соответствие родительским потребностям и стандартам. Нарциссическая патология раз­вивается у ребенка, на которого проецировался материнский Эго-идеал, которым восхищались, но это восхищение зас­луживалось им ценой внутренней пустоты. Характерно, что был предложен специальный термин «нарциссическая семья» (во многом синонимичный выра­жению «семья с нарциссической динамикой») для описа­ния семей, где выражено эмоциональное насилие друг к другу, и к детям в особенности (Donaldson-Pressman S. & Pressman R., 1994). Как эксквизитный случай насилия, рас­сматривается инцест «мать—сын» в патогенезе нарциссического расстройства личности (Gabbard G.O. & Twemlov S. W.. 1994). Развитие грандиозности в этом случае сочетается с параноидностью ожидания грозящего предательства, со стра­хом неминуемого бедствия: в любой момент мать может по­кинуть или унизить своего «визави».

Нарциссическое расстройство личности - предыдущая | следующая - Дифференциальный диагноз

Психология нарциссизма. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)