Статья практического психолога Макогон И.К.
Время всегда было для человека одним из самых загадочных феноменов, о чем свидетельствуют даже самые древние пласты мифологии. Человек всегда ощущал вне себя, а главное — в самом себе, неумолимое движение времени. Осознание движения времени «внутри» характеризуется понятием возраста.
Возраст — это сложное понятие, обозначающее временные характеристики индивидуального развития. В отличие от хронологического («паспортного»), психологическим возрастом личности является особая форма переживания своего «внутреннего» возраста, в которой человеком осознается реализованность психологического времени. Особенностью психологического возраста является его многомерность – он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности: человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере, и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.
Вся наша жизнь состоит из этапов, следующих один за другим, – детство, юность, зрелость, создание семьи, развитие профессиональной карьеры, воспитание детей и т.д. Переход с одного этапа на другой связан с изменениями не только личностного, профессионального или семейного статуса, но и психологического. Такие изменения психологического статуса в психологии получили название возрастных кризисов.
Избежать закономерных переходов от одного этапа жизни к другому без ломки чего-то старого и привычного невозможно. Однако, кризис — это не угроза катастрофы, а лишь поворотный момент в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к нему на определенном этапе развития.
Таким образом, кризисы сопровождают человека на протяжении всей его жизни и являются своеобразными экзаменами на взрослость. Так, один из первых кризисов, кризис самостоятельности, ребенок переживает уже в 3 года. Другим общеизвестным кризисным периодом в развитии человеческой личности является подростковый возраст. Для одних такие переломные моменты оказываются крайне болезненными, другим же удается их смягчить за счет личных стратегий совладания с жизненными трудностями.
Еще несколько десятилетий назад считалось, что в зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных с развитием личности, а зрелость рассматривали как время достижений. Однако многочисленные результаты исследований заставили ученых иначе посмотреть на психологию зрелости.
Началом взрослой жизни является период ранней зрелости — молодость (22-26 лет), когда человек ориентирован, в первую очередь, на получение профессии и создание семьи. В этот период молодые люди оказываются подверженными максималистским настроениям, крайне упрощая реальность и идеализируя будущее. Им кажется, что важные решения принимаются раз и навсегда, что нередко сопровождается страхом оказаться полностью связанными принятыми на себя обязательствами. Главной проблемой, которая может возникнуть на этом этапе является чрезмерная поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что неминуемо ведет к чувству одиночества и изоляции. Если кризис преодолен успешно, то у молодых людей формируется способность любить, проявляющаяся в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека, а также альтруизм и нравственное чувство.
В возрасте около 26 лет в жизни человека наступает длительный и сложный этап средней зрелости, с которым связана большая часть возрастных страхов. На долю этого периода приходится несколько переломных моментов.
Первый из них условно можно обозначить как кризис переоценки жизненных установок (31-36 лет). В этом возрасте происходит переосознание жизни с учетом факторов личной удовлетворенности. Актуальными становятся вопросы: «Какой ценой даются успехи? Окупаются ли усилия? Приносят ли получаемые результаты чувство удовлетворения?» Прошлый идеализм сменяется реалистичным осознанием своих ложных установок, что не всем приходится по душе. Таким людям сложно признать свои ошибки и заблуждения, поэтому вместо коррекции планов они продолжают настаивать на своем. У тех, кто, благодаря анализу прошлых ошибок, своевременно произвел коррекцию жизненных ориентиров, происходит переход к более продуктивному этапу зрелости, перед ними открываются новые перспективы и возможности.
следующая – кризис среднего возраста
Преодоление возрастных кризисов. Запись на психологическую консультацию