Возраст — это сложное понятие, обозначающее временные характеристики индивидуального развития. В отличие от хронологического («паспортного»), психологическим возрастом личности является особая форма переживания своего «внутреннего» возраста, в которой человеком осознается реализованность психологического времени. Особенностью психологического возраста является его многомерность – он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности: человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере, и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.
Вся наша жизнь состоит из этапов, следующих один за другим, – детство, юность, зрелость, создание семьи, развитие профессиональной карьеры, воспитание детей и т.д. Переход с одного этапа на другой связан с изменениями не только личностного, профессионального или семейного статуса, но и психологического. Такие изменения психологического статуса в психологии получили название возрастных кризисов.
Избежать закономерных переходов от одного этапа жизни к другому без ломки чего-то старого и привычного невозможно. Однако, кризис — это не угроза катастрофы, а лишь поворотный момент в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к нему на определенном этапе развития.
Таким образом, кризисы сопровождают человека на протяжении всей его жизни и являются своеобразными экзаменами на взрослость. Так, один из первых кризисов, кризис самостоятельности, ребенок переживает уже в 3 года. Другим общеизвестным кризисным периодом в развитии человеческой личности является подростковый возраст. Для одних такие переломные моменты оказываются крайне болезненными, другим же удается их смягчить за счет личных стратегий совладания с жизненными трудностями.
Еще несколько десятилетий назад считалось, что в зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных с развитием личности, а зрелость рассматривали как время достижений. Однако многочисленные результаты исследований заставили ученых иначе посмотреть на психологию зрелости.
Началом взрослой жизни является период ранней зрелости — молодость (22-26 лет), когда человек ориентирован, в первую очередь, на получение профессии и создание семьи. В этот период молодые люди оказываются подверженными максималистским настроениям, крайне упрощая реальность и идеализируя будущее. Им кажется, что важные решения принимаются раз и навсегда, что нередко сопровождается страхом оказаться полностью связанными принятыми на себя обязательствами. Главной проблемой, которая может возникнуть на этом этапе является чрезмерная поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что неминуемо ведет к чувству одиночества и изоляции. Если кризис преодолен успешно, то у молодых людей формируется способность любить, проявляющаяся в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека, а также альтруизм и нравственное чувство.
В возрасте около 26 лет в жизни человека наступает длительный и сложный этап средней зрелости, с которым связана большая часть возрастных страхов. На долю этого периода приходится несколько переломных моментов.
Первый из них условно можно обозначить как кризис переоценки жизненных установок (31-36 лет). В этом возрасте происходит переосознание жизни с учетом факторов личной удовлетворенности. Актуальными становятся вопросы: «Какой ценой даются успехи? Окупаются ли усилия? Приносят ли получаемые результаты чувство удовлетворения?» Прошлый идеализм сменяется реалистичным осознанием своих ложных установок, что не всем приходится по душе. Таким людям сложно признать свои ошибки и заблуждения, поэтому вместо коррекции планов они продолжают настаивать на своем. У тех, кто, благодаря анализу прошлых ошибок, своевременно произвел коррекцию жизненных ориентиров, происходит переход к более продуктивному этапу зрелости, перед ними открываются новые перспективы и возможности.
Кризис среднего возраста
В этот же момент мы впервые начинаем отчетливо осознавать, что жизнь не бесконечна. Именно в кризис среднего возраста у человека появляется глубокое осознание собственной природы, как смертного существа. В ответ на это осознание происходит переоценка собственной жизни, меняется отношение к работе, семье, к качеству жизни и к смыслу существования.
После сорока, а именно в возрасте 46-50 лет, начинается период второй молодости. Людей этого возраста иногда сравнивают с подростками: во-первых, в организме происходят гормональные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами, а во-вторых, вновь обостряется чувство самости, люди готовы отстаивать свое Я при малейшей угрозе независимости. В этот период возникает так называемый «кризис пустого гнезда». Наиболее уязвимыми к этому состоянию являются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками, так как мысль о «пустом гнезде», которым станет их дом, покинутый детьми, приводит их в отчаяние, теряется смысл жизни. Однако многие видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Благодаря открывшимся преимуществам возраста (возможность думать уже не только о собственных детях и семье) становится возможной реализация скрытых до этих пор ресурсов. Таким образом, перед людьми, успешно совладавшими с этим кризисом, открывается множество новых перспектив.
Зрелость завершается периодом осмысленной зрелости (51-65 лет), основной целью которого является укрепление и подтверждения жизненного статуса. Наиболее актуальными становятся вопросы: «Что останется после меня? Кому передать все, что я прожил, понял и достиг?» Некоторые в этом возрасте начинают отчетливо ощущать свое одиночество, осознавать отсутствие значимых интересов, испытывать горечь и разочарование от бесполезности, пустоты прожитой жизни. Другие же, наоборот, начинают видеть новые перспективы для личного развития, вместо обесценивания прежних заслуг, ищут новые сферы для приложения своих душевных и творческих сил (по данным исследований, пик творческой активности, а также главных открытий и идей, у представителей фундаментальных научных дисциплин приходится на период 40-60 лет).
После 70 лет в жизни человека наступает период жизненной мудрости — старость. Многие ошибочно считают старость периодом пассивности и личных ограничений, однако это лишь широко распространенный стереотип. Американский психотерапевт Карл Витакер говорил: «Бернард Шоу сказал, что юность — такое прекрасное время для жизни, что стыдно тратить его в юности. Я бы добавил сюда, что старость — такое прекрасное время, что стыдно ждать его так долго!» Многие выдающиеся личности создали свои лучшие произведения в старости: Тициан написал «Битву при Леранто», когда ему было 98 лет, и создал свои лучшие произведения после 80; Микеланджело завершал свою скульптурную композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни; Гёте создал бессмертного Фауста в 80 лет; в 71 год Галилео Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца.
Почему же, несмотря на все эти примеры, мы так боимся своего возраста? Почему одна мысль о надвигающейся старости вызывает в нас огромное количество негативных переживаний?
Все страхи, порождающие это состояние, условно можно разделить на связанные с физическим и социальным благополучием.
Страх смерти
Один из самых болезненно переживаемых страхов — естественный для человека и знакомый практически каждому страх смерти. «Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти», – говорил в XVI веке Мишель Монтень. В определенном смысле именно осознание смерти заставляет нас острее чувствовать и ценить счастливые моменты жизни, стимулирует к активности, не позволяет откладывать жизнь «на потом». Однако, ужас смерти является настолько сильным, что каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Например, одним из механизмов преодоления страха смерти и борьбы подсознания за субъективное бессмертие, по мнению специалистов, является внутреннее искажение психологического возраста. Исследования показывают, что оценки паспортного и субъективно ощущаемого возраста совпадают лишь до 25 лет. В дальнейшем возраст «души» отстает от хронологического в среднем на 5 лет за каждое последующее десятилетие жизни.
В массовом сознании защита от смерти обрела вид всеобщего культа молодости, которым отмечено начало XXI века. Глянцевые журналы, индустрия моды и кино делают из молодости икону. Быть молодым сейчас модно и престижно, а главным критерием благополучия является безукоризненная внешность. Следуя социальным стереотипам, мы привыкли искоренять в себе все, что выходит за рамки стандарта, созданного модными журналами, рискуя при этом потерять свою индивидуальность. Необратимые возрастные изменения внешности в совокупности с искажениями психологического возраста, благодаря которым внутренне человек ощущает себя моложе своего «паспортного» возраста, порождают у женщин в зрелом возрасте глубокое чувство тревоги и сильный душевный дискомфорт.
Известно, что женщины оказываются гораздо более необъективными в оценке своих внешних данных, а также проявляют большую чувствительность к неприятию из-за внешности, чем мужчины. Специалисты выяснили, что восприятие своего тела у женщины неразрывно связано с самоощущением в целом. На ее самовосприятие, в первую очередь, влияют отношения с другими людьми и социум, в котором она живет. Существует много исследований, которые свидетельствуют о том, что физически привлекательные люди в меньшей степени стигматизируются в обществе, и имеют значительные преимущества во многих сферах жизни, по сравнению с непривлекательными людьми. Однако, когда женщины чувствуют необходимость выглядеть привлекательно только из-за того, что они не соответствуют идеалам друзей или образам, навязываемым СМИ, то существует определенный риск негативных последствий такого восприятия, в том числе потеря самоуважения, чувство одиночества и отверженности. Женщины, безразличные к достоинствам своей внешности, требуют от себя точного соответствия иллюзорным, призрачным идеалам, которых они, естественно, не могут достичь. Это ограничивает их развитие и не дает наслаждаться жизнью.
Чтобы понравиться себе, уверенно чувствовать себя в любом возрасте, важно учитывать влияние всех составляющих женской привлекательности, которая зависит не только от внешних данных. Идеал привлекательности — женская индивидуальность. Конечно, свои природные данные никто из нас не выбирает. Невозможно также и остановить ход времени, а вместе с тем и изменения тела. Но только от нас зависит выбор самовосприятия, включающего оценку своей внешности. Вспомним слова известной актрисы Вивьен Ли: «Нет некрасивых женщин — есть только женщины, не знающие, что они красивы».
Помимо недовольства своей внешностью, давлением социума объясняется и появление внутренних барьеров, в том числе и возрастных. Практически во всех культурах к человеку в разные периоды его жизни предъявляются разные требования, и он, зная это, как правило, старается им следовать. То, в каком возрасте человек стремится вступить в брак, достичь вершины карьеры и т.п., во многом определяется нормативами, принятыми в обществе. Отклонение от них обычно сопровождается негативными переживаниями и снижением самооценки.
Основная проблема в борьбе с внутренними барьерами заключается в трудности их осознания. Часто они определяют наше эмоциональное состояние автоматически, не успевая дойти до сознания. Обнаружить такие автоматические установки можно только путем сознательного наблюдения, оценки всех мыслей, возникающих в момент негативного переживания. Если же самостоятельно этого сделать не получается, можно обратиться за помощью к психотерапевту.
Среди страхов, порождаемых социумом, важно упомянуть так называемый страх социальной смерти, означающий боязнь выпадения из социальной жизни с наступлением старости. К сожалению, в современном обществе, чем дальше двигается человек по возрастной лестнице, переходя от зрелости к старости, тем больше усиливается социальное пренебрежение к нему. Ценность среднего и старшего поколения необоснованно принижается. Так, людям среднего возраста, а тем более пожилым часто отказывают в приеме на работу исключительно по возрастному признаку, несмотря на то, что законодательством это запрещено. Конечно, такой подход не только негуманен, неэтичен, но даже не выгоден с экономической точки зрения, ведь опыт и более трезвый подход к жизни обычно приходит только с годами, а молодости свойственны завышенные притязания при отсутствии опыта. Чтобы смягчить степень переживания этой проблемы, нужно перестать оценивать себя, особенно свои личностные и социальные качества, негативными общепринятыми критериями, которые мы не в силах изменить. Наиболее адаптированными в этих условиях оказываются люди, чья самооценка не падает стремительно вниз вслед за ухудшением социальной позиции.
В целом, для того, чтобы сохранить психологическое равновесие, вопреки социальному давлению, важно уметь внутренне противостоять давлению общественного мнения, постараться найти собственные, а не навязанные обществом, смыслы.
Невзирая на широко распространенные представления о молодости как наиболее счастливой поре, можно смело утверждать, что любая пора жизни может быть счастливой. Это зависит не столько от возраста, сколько от особенностей характера, мировосприятия и внутренней самооценки.