а) В области эмоциональности обычно различаем: чувства, аффекты, эмоции и настроения.
Чувство можно характеризовать как своеобразное, субъективное отношение человека к действительности, которую он принимает как ему подходящую, удобную (чувство удовольствия) или отрицает ее, как неудобную, неподходящую (чувство неудовольствия). Субъективность является основным признаком эмоциональной жизни. Чувство переживается непосредственно, это субъективная реакция на реальность.
Физиологической основой эмоциональной жизни является в первую очередь деятельность подкорковых отделов мозга (у лишенного коры животного можно вызвать сильную «эмоциональную реакцию» на слабые импульсы. Аналогичное явление наблюдается всегда там, где интенсивность корковой деятельности ослаблена и где на первое место выходит деятельность подкорковых центров: вспыльчивость, истерические проявления и т. п.).
Но только этими причинами еще невозможно объяснить богатое и сложное многообразие эмоциональной жизни как в смысле интенсивности, так и в смысле дифференциации переживаний. Участие коры головного мозга в сложных эмоциональных проявлениях очевидно. Вкусная еда и симфония Бетховена вызывают «удовольствие», но совершенно различного характера. Различие заключается в том, насколько сложным являются слои личности и какие именно слои личности одновременно «переживают». Если один из зрителей пьесы о Яношике сочувствует герою и одновременно расплачется над его героизмом из искреннего человеческого участия, то это еще не переживание эстетическое, а просто переживание человеческого компонента драмы. Но если, кроме человеческого участия, мы получаем «удовольствие» от того, что форма (выражение) произведения является равноценной содержанию и совпадает с нашим представлением о форме данного конкретного произведения, то мы одновременно переживаем и эстетическое чувство. Однако и динамические стереотипы имеют свое значение в отношении к подкорке.
Следовательно, содержательный компонент эмоциональной реакции определяется, с одной стороны, индивидуальной направленностью (селективно), и, с другой стороны, самой действительностью, как она нам представляется.
Мы переживаем удовольствие и по отношению к физическим ощущениям: боль, физическое наслаждение и т. п., по отношению к самим себе и к потребностям личности: страх, гнев, опасение, радость, восторг, надежда, разочарование и т. п.; по отношению к социальной действительности (интерперсональным отношениям): любовь, сочувствие, злорадство, пренебрежение, отвращение, разочарование и т. п. Отношение содержания и формы: эстетические чувства; в отношении к нравственности: чувство правоты, справедливости, чувство правды, свободы; в отношении к мышлению: чувства логические, интеллектуальные и т. п.
Термин «эмоции», обычно, отождествляют с термином «аффекты». Иногда эмоции рассматривают как движение мысли, аффекты – как особенно бурные, взрывные движения мысли. При этом указывают, что аффект по продолжительности короче, чем эмоции; по интенсивности эмоция более сильная, чем простое «чувство», но все-таки слабее, чем аффект, и продолжается более длительное время, чем аффект.
Настроение – это затяжное, относительное, хроническое эмоциональное состояние. Мы говорим о ком-нибудь, что данное лицо постоянно находится в плохом настроении, или о другом человеке, что «у него хорошее настроение»
Страсти – это эмоциональные состояния значительной глубины и интенсивности, связанные длительно с определенными фактами, которые отчетливо стимулируют поступки и поведение человека. С индивидуальной и общественной точки зрения они могут иметь положительное значение (страсть к правде, страсть к научному познанию, к социальной справедливости и т. п.) или отрицательное (морфинизм, алкоголизм, азартные игры, сексуальные страсти и т. п). Следовательно, речь идет о потребности с сильным эмоциональным сопровождением, с индивидуальной предвзятостью.