IV. Эмотивность

а) В области эмоциональности обычно различаем: чувства, аффек­ты, эмоции и настроения.

Чувство можно характеризовать как своеобразное, субъективное от­ношение человека к действительности, которую он принимает как ему подходящую, удобную (чувство удовольствия) или отрицает ее, как не­удобную, неподходящую (чувство неудовольствия). Субъективность является основным признаком эмоциональной жизни. Чувство пережи­вается непосредственно, это субъективная реакция на реальность.

Физиологической основой эмоциональной жизни является в первую очередь деятельность подкорковых отделов мозга (у лишенного коры животного можно вызвать сильную «эмоциональную реакцию» на сла­бые импульсы. Аналогичное явление наблюдается всегда там, где интен­сивность корковой деятельности ослаблена и где на первое место выхо­дит деятельность подкорковых центров: вспыльчивость, истерические проявления и т. п.).

Но только этими причинами еще невозможно объяснить богатое и сложное многообразие эмоциональной жизни как в смысле интенсив­ности, так и в смысле дифференциации переживаний. Участие коры го­ловного мозга в сложных эмоциональных проявлениях очевидно. Вкус­ная еда и симфония Бетховена вызывают «удовольствие», но совершен­но различного характера. Различие заключается в том, насколько слож­ным являются слои личности и какие именно слои личности одновре­менно «переживают». Если один из зрителей пьесы о Яношике сочувст­вует герою и одновременно расплачется над его героизмом из искренне­го человеческого участия, то это еще не переживание эстетическое, а просто переживание человеческого компонента драмы. Но если, кроме человеческого участия, мы получаем «удовольствие» от того, что форма (выражение) произведения является равноценной содержанию и совпа­дает с нашим представлением о форме данного конкретного произведе­ния, то мы одновременно переживаем и эстетическое чувство. Однако и динамические стереотипы имеют свое значение в отношении к подкорке.

Следовательно, содержательный компонент эмоциональной реак­ции определяется, с одной стороны, индивидуальной направленностью (селективно), и, с другой стороны, самой действительностью, как она нам представляется.

Мы переживаем удовольствие и по отношению к физическим ощу­щениям: боль, физическое наслаждение и т. п., по отношению к самим себе и к потребностям личности: страх, гнев, опасение, радость, восторг, надежда, разочарование и т. п.; по отношению к социальной действи­тельности (интерперсональным отношениям): любовь, сочувствие, зло­радство, пренебрежение, отвращение, разочарование и т. п. Отношение содержания и формы: эстетические чувства; в отношении к нравственно­сти: чувство правоты, справедливости, чувство правды, свободы; в от­ношении к мышлению: чувства логические, интеллектуальные и т. п.

Термин «эмоции», обычно, отождествляют с термином «аффекты». Иногда эмоции рассматривают как движение мысли, аффекты – как осо­бенно бурные, взрывные движения мысли. При этом указывают, что аф­фект по продолжительности короче, чем эмоции; по интенсивности эмо­ция более сильная, чем простое «чувство», но все-таки слабее, чем аф­фект, и продолжается более длительное время, чем аффект.

Настроение – это затяжное, относительное, хроническое эмоцио­нальное состояние. Мы говорим о ком-нибудь, что данное лицо постоян­но находится в плохом настроении, или о другом человеке, что «у него хорошее настроение»

Страсти – это эмоциональные состояния значительной глубины и интенсивности, связанные длительно с определенными фактами, кото­рые отчетливо стимулируют поступки и поведение человека. С индиви­дуальной и общественной точки зрения они могут иметь положительное значение (страсть к правде, страсть к научному познанию, к социальной справедливости и т. п.) или отрицательное (морфинизм, алкоголизм, азартные игры, сексуальные страсти и т. п). Следовательно, речь идет о потребности с сильным эмоциональным сопровождением, с индивиду­альной предвзятостью.

 

панические реакции – предыдущая | следующая – теория эмоций