Яндекс.Метрика

IV. Эмотивность (продолжение)

Стенические и астенические чувства мы дифференцируем в зависи­мости от того, возбуждают ли они или тормозят целую личность и в первую очередь наши поступки.

Очевидно, что такому лишь эмпирическому разделению не хватает­ся точности. В настоящее время довольно широко используются как проекционные, так и физиологические методики проявления эмоций, ко­торые могут регистрироваться или на пленке, или с помощью физиоло­гических методов и аппаратуры (плетизмопневмосфигмограф, психо­гальванический рефлекс параллельно с изображением мимики на пленке и т. п. – см. ниже).

Особенно благодарна регистрация физиологических проявлений: слабость или ригидность мускулатуры (органы движения), тремор, уско­рение или замедление дыхания (органы дыхания), ускорение или замед- лиение кровообращения, прилив крови или малокровие (циркуляторные реакции), поносы, запоры, рвота (внутренние органы), потливость, сле­зы, сухость в горле (железы внутренней секреции) и т. п.

Но, с другой стороны, нельзя забывать о том, что эмоции и аффекты могут возникать и в результате изменений химизма: при гипергликемии – нервозность, разлад, при интоксикации некоторыми веществами – депрессиия; именно таким образом некоторые физиологические измене­ния, вызванные заболеванием органов, могут явиться причиной разви­тия могучих эмоциональных процессов (заболевания сердца вызывают состояние депрессии и т. п.).

б) Теории эмоций вначале рассматривали эмоции как сознательное состояние, которое вызывает физические изменения и, таким образом, создают чувства (Вундт, Титченер).

Превратной становится теория Джеймса-Ланге. По этой теории, на­пример, эмоции страха или злости являются только первичной формой инстинктивного поведения и лишь вторично они становятся суммарным переживанием, возникшим в результате разнообразных соматических реакций: «Мы плачем не потому, что нам грустно, а мы грустим оттого, что плачем!» Или: если мы, например, встретим хищное животное, то восприятие его вызывает отвращение, ускорение дыхания, сердцеби­ение, и ощущения, вытекающие из этих физических изменений, соединя­ются с восприятием предмета или ситуации, создавая эмоциональное переживание.

Интересной была теория Кэннона-Барда, по которой сознательное переживание является скорее плодом импульса, исходящего из гипота­ламуса по направлению к стволу головного мозга, чем результатом об­ратных импульсов, исходящих из мышц.

В 1951 году была создана активизапионная теория эмоций (Лалл­елей), исходящая из работ об электрической активности мозга. Она утверждает, что кору головного мозга активирует разряд из гипотала­муса. Во сне кора спящего человека, приближается к нулевой степени ак­тивности. Мускулатура расслаблена и в центральную нервную систему поступает лишь незначительное количество обратных импульсов. Авто­номный отдел симпатикуса также является неактивным в это время.

Представим себе следующую ситуацию: прозвучит выстрел или подействует какой-нибудь иной сильный раздражитель: он вызывает ре­акцию гладкой мускулатуры и способствует притоку импульсов обрат­ной связи в центральную нервную систему. Но происходит и реакция ав­тономной системы с секрецией адреналина. Изменения в гладкой муску­латуре проводят импульсы и обратно, по всей вероятности, через рети­кулярную формацию ствола головного мозга. Конечной передаточной станцией является гипоталамус, который усиливает обратные импульсы и активирует кору. Человек просыпается, становится активным, воспри­имчивым, активизация растет, усиливается, и кульминационным пун­ктом этого процесса является организационный и дискриминационный процесс внимания.

Иногда активизация может стать настолько сильной, что поведение перестает быть адекватным импульсам, становится слепым и некоорди­нированным. Обратная связь и химические изменения стимулировали гипоталамус настолько сильно, что мозговой контроль был исключен.

По этим новым теориям активизация считается ядром влечений и эмоций. Так и Вебб в 1948 году формулировал мотивационную теорию эмоций. Эмоции и мотивация и филологически имеют общий корень «мот» – двигаться.

Уровень, степень активации и проблемы схематизации (схема эмо­ций) стали весьма существенными в современных теориях.

 

эмоции – предыдущая | следующая – эмоциональные состояния