Эксперимент – метод исследования причинно-следственных связей между явлениями посредством воздействия на независимую переменную, фиксации изменений зависимой переменной и контроля побочных переменных.
Принято выделять четыре этапа проведения эксперимента:
- На первом, теоретическом, этапе формулируется проблема и тема исследования, определяется объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования.
- Второй, методический, этап сводится к разработке методики эксперимента и экспериментального плана.
- На третьем, собственно экспериментальном, этапе осуществляется проведение опытов (создание экспериментальной ситуации, наблюдение, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых).
- На завершающем, аналитическом, этапе производится количественный анализ данных.
Метод эксперимента отличается высокой трудоемкостью проведения, требует значительных работ по планированию процедуры исследования и организации экспериментальной ситуации. Рассматриваемый метод активно использовался в социальной психологии ХХ века, прежде всего в США, как атрибут серьезной научной дисциплины.
Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в полевых условиях. В первом случае возможен максимальный контроль над условиями экспериментальной ситуации. Однако в лабораторных условиях возникает сложность соблюдения экологической валидности, определяющей возможность перенесения данных, полученных в искусственных условиях, в более широкий социальный контекст. Именно это ограничение было одним из основных положений критики социальной психологии во 2-й половине ХХ века такими авторами, как В. МакГвайр, С. Московичи, А. Тэшфел и др. [см. 6]. В результате, для проверки гипотез о социальном поведении все чаще стал использоваться полевой эксперимент. Другим аспектом критики стал этический аспект проведения экспериментов. Значительный общественный резонанс вызвал классический эксперимент С. Милграма, условия проведения которого подталкивали участников к насилию. Помимо воздействия на поведение человека, экспериментатор зачастую оставляет за собой право скрывать цели проведения исследования, что в современном обществе также рассматривается как нарушение этических норм.
Проведение экспериментального исследования процессов массовой коммуникации ограничено необходимостью реконструкции опосредованности воздействия техническими средствами и во времени, а также изучения значительной по объему аудитории. Данные особенности значительно усложняют организацию исследования. Между тем достоинством изучения массовой коммуникации в ходе эксперимента является возможность создавать и контролировать условия коммуникативного воздействия.
Опрос – предыдущая | следующая – Моделирование
Оглавление
Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации