Кибернетика в медицине и психологии, следовательно, является одной из областей прикладной кибернетики, опирающейся прежде всего на биологическую кибернетику (живые системы) как на свою теоретическую основу. Живая система в настоящее время характеризуется не только обменом веществ и энергии, но и обменом информаций. Кибернетика в медицине (по Ларину и Баевскому) занимается: а) вопросами диагностики; б) вопросами автоматизации ухода за больными – лечебно диагностическими аппаратами и автоматическими приборами для лабораторной практики и экспериментальной работы; в) вопросами применения кибернетики в отдельных медицинских дисциплинах (в гинекологии, в хирургии, в терапии и т. п.).
Что касается психологии, то основоположник кибернетики сам провозгласил, что к формулировке принципов кибернетики его привели именно рассуждения о психологии и нервной системе, а также убеждение в том, что при этом нельзя забывать о сознании. И наоборот, в настоящее время невозможно в психологии не обращать внимания на кибернетику и ее принципы и с ее помощью не пытаться решить некоторые, до сих пор не решенные проблемы. Кибернетика и особенно теория информации предоставили психологии прежде всего новые взгляды и новую систему понятий для нерешенных проблем, новый методический подход и новое экспериментальное направление.
С другой стороны, появилась отчетливая опасность упрощения сложной психологической проблематики в том смысле, что у недостаточно осведомленных психологов стремление к применению «новых» кибернетических понятий в психологии могло бы стать лишь простым заменителем хороших психологических понятий (вход, выход, информационный канал, шум, приемник – адресат, обратная связь, кодирование и т. д.), лишь как бы переводом с одного языка на другой, причем собственная безусловно плодотворная польза кибернетики не достигла бы своей цели.
Появилось опасное упрощение и некритическая вера во всемогущество кибернетических методов также по отношению к сложным явлениям сознания, эмоциональной жизни, творческой деятельности и т. п. Кибернетика при исследовании сложных систем использует принцип изоморфизма, исходя в основном из идей единства процесса управления и передачи в живых и неживых системах. Однако мы полагаем, что и наиболее совершенная кибернетическая модель может лишь в общем имитировать некоторые отдельные функции и действия организма и что она полезна именно с этим ограничением. Мы отдаем себе отчет, что изучаем функции, а не структуры системы. Следовательно, речь идет о так называемом методе «черного ящика», состоящем в том, «что без изучения внутренней структуры системы и распределения ее элементов определяются принципы ее функции лишь на основании наблюдения ее входов и выходов» (Парин).
Следовательно, в заключение можно сказать, что сотрудничество кибернетики с биологией, медицинскими науками и психологией доказало свою пользу и потому, что кибернетические машины, которые в наиболее совершенной форме в настоящее время могут работать как самоорганизующиеся системы «ведут себя» так, что их можно использовать при моделировании некоторых психологических проблем. Очевидной является особенно методологическая польза кибернетики в психологических исследованиях, главным образом в интердисциплинарном сотрудничестве, что соответствует представлению основоположника кибернетики Норберта Винера.
III. Несколько слов о значении экспериментальной психологии
Мы уже говорили о значении первых экспериментов в психологии. Это психофизика Фехнера, психофизиология Гельмгольца, первая психологическая лаборатория Byндта в Лейпциге, вюрцбурская школа, гештальтисты в Германии, позднее – работа Гальтона в Англии с близнецами по проверке теории наследственности, усилия Рибо и Жане во Франции, направленные на основание Французской экспериментальной психологии, созданной впоследствии Альфредом Бине, оригинальные работы Клапареда. Создание экспериментальной генетической психологии Пиаже имело мировое значение: его работы об интеллекте и исследования о восприятии (1943) являются образцом ясной концепции и методологической точности. Необходимо отметить его синтетическую книгу экспериментов в области интеллекта и восприятия “Les mecanismes perceptifs”, написанную в 1961 году.
В американской психологии, начиная от основателей экспериментальной психологии Стенли Холла, через Торндайка, Ватсона, Вардена (опыт которого мы описывали в главе о потребностях), Иеркса, Скиннера и т. д., укрепилась психология поведения и психология учения вплоть до бессчетного в настоящее время количества необихевиористов и психологов учения. Так мы попадаем в современность, которую еще не возможно обозреть с исторической точки зрения. Психологическая работа под влиянием факторного анализа, математической статистики, теории информации и кибернетика стала огромной мастерской и более широко концентрированной работой, в то время как за этим огромным и необозримым складом фактов полностью исчезли более общие психологические концепции. Несмотря на создание отдельных концепций (психотерапия, концепция гипноза, учения и т. д.), отсутствует концепция общей психологической теории, которая была бы в состоянии обобщить результаты бурной и нечеткой в настоящее время экспериментальной и лабораторной работы вообще и наметить хотя бы в общих чертах, что нового они принесли в понимание психической жизни, личности и т. д. Надежды на такое обобщение уменьшаются по мере того, как возрастает сверхпродукция детальных работ.