ВР-технология предоставляет возможность создать среду для систематического тестирования, тренингов и лечения, позволяющую контролировать комплексную, динамическую трехмерную стимуляцию. Виртуальная реальность, создаваемая за счет визуализации трехмерных объектов методами компьютерной графики, анимации и программирования, является продуктом информационных технологий. Однако в ряде современных публикаций были отмечены важные аспекты создания виртуальных трехмерных миров, согласно которым необходимо рассматривать BP не только как информационную, но и как психологическую технологию [24]. С какой бы целью ни конструировалась BP, перед ее пользователями возникает множество психологических проблем: привыкание к виртуальной среде, степень доверия к виртуальным объектам, адекватность действий и эмоциональных состояний наблюдателя, возможность воздействия на его психическое состояние и т. д. Поэтому неудивительно, что именно психологической науке принадлежит ведущая роль в адаптации интенсивно развивающихся и совершенствующихся систем BP к особенностям человеческого восприятия и сознательного поведения.
Технология виртуальной реальности открывает для экспериментальной психологии новые исследовательские возможности и оснащает ее методами, имеющими ряд отличий перед традиционными лабораторными инструментами [25]. Без обсуждения методологических особенностей этой технологии невозможно планирование и создание адекватных сценариев для психологических научных исследований, использование ее в образовании и медицине. Активная дискуссия относительно положительных и отрицательных особенностей систем BP прослеживается во многих работах [26]. Перечислим некоторые несомненные преимущества этой технологии.
Во-первых, следует отметить ее экологическую валидностъ. Для измерения ряда психологических параметров, таких, например, как уровень практического интеллекта или восприятие сложной динамичной сцены, классические методики опросников и тестов являются не совсем адекватными. В ряде работ [27] дискутировался вопрос о том, насколько точно мы можем оценить когнитивные функции при помощи традиционных методик, в которых испытуемым на короткое время предъявляют не очень сложные стимулы на экране монитора. Решаемые ими абстрактные задачи на «исключение лишнего», «поиск общих признаков» и т. д. признавались слишком «узкими» и искусственными по сравнению с задачами в реальной жизни. В еще более упрощенном варианте диагностики когнитивных процессов применялись стандартные тесты с использованием ручки и бумаги, а оценка когнитивных/функциональных процессов основывалась на двух критериях: надежности и валидности. Однако существует множество факторов, значительно снижающих надежность и валидность традиционных методов, например: (1) вариабельность процедуры опыта в зависимости от эксперта; (2) некоторые тесты требуют участия одновременно нескольких когнитивных функций, поэтому остается неясным, какая из них подвергается оценке. Также эти тесты обладали низким уровнем экологической валидности. В научной психологии появились такие понятия, как практический интеллект и эмоциональный интеллект, которые определяют интеллект не как способность решать задачи, а как способность понимать другого человека. Тестирование этих понятий требует новой стимульной среды, которая подобна естественной среде. Это должна быть сложная, меняющаяся во времени и меняющаяся в зависимости от положения наблюдателя визуальная среда. Кроме того, она должна позволять осуществлять естественное поведение наблюдателя в пределах «виртуального» окружения – рассматривать, поворачиваться, трогать и т. д.
___________________________________________________________________________________
[24] См., напр.: Архитектура виртуальных миров / Под ред. М. Б. Игнатьева, А. В. Никитина, А. Е. Войскунского. – СПб: Изд- во ГУАП, 2009; ВойскунскийА. Е., Менъшикова Г. Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. – 2008. – № 1. – С. 22-36.[25] Zinchenko, Yu. P., Menshikova, G. Ya., Bayakovsky, Yu. M., Chernorizov, A. M., Voiskounsky, A. E. Technologies of Virtual Reality in the Context of World-Wide and Russian Psychology: Methodology, Comparison with Traditional Methods, Achievements and Perspectives // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook. – Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2010. – P. 11-45.
[26] Yee, N. Psychological research in virtual worlds, 2007. URL: http://bps-research-digest.blogspot.eom/2007/06/psvcho-logical- research-in-virtual.html
Ducheneaut, N., Yee, N., Nickell, E., Moore, R. J. Alone Together? Exploring the Social Dynamics of Massively Multiplayer Games. Conference proceedings on human factors in computing systems. – Montreal, 2006. – P. 407-416.
Khan, Y., Xu, Z., Stigant, M. Virtual reality for Neuropsychological diagnosis and rehabilitation: A Survey // Proceedings of the Seventh International Conference on Information Visualization. IEEE Computer Society. – Washington DC, 2003. – P. 158-163.
Morganti, F., Gaggioli, A., Castelnuovo, G., Bulla, D., Vettorello, M., Riva, G. The use of technology supported mental imagery in neurological rehabilitation: a research protocol, Cyberpsychology & Behavior, 2003. – 6(4). – P. 421-442.
Optale, G. Capodieci, S., Pinelli, P., Zara, D., Gamberini, L., Riva, G. Music-enhanced immersive virtual reality in the rehabilitation of memory-related cognitive processes and functional abilities: A case report. Presence 10, 2001. – P. 450-462.
[27] Neisser, U. Memory: what are the important questions? Practical Aspects of Memory. – London: Academic Press, 1978. – P. 3-24.
виртуальность – предыдущая | следующая – реальный мир