Складывается впечатление, что эти формы поведения никак не связаны между собой. Но прежде чем пускаться в гипотетические объяснения, следует еще раз проанализировать всю последовательность развития. Уайт начал свой опыт, когда младенцам было четыре недели, а кончил, когда им было пять месяцев, то есть в том возрасте, когда, по его предположению, навык дотягивания был окончательно сформирован. Он допустил две ошибки в выборе периода исследования: оно было начато слишком поздно, а кончилось слишком рано.
Как ужо отмечалось в предыдущих главах, навык дотягивания может быть выявлен у детей сразу в послеродовой период. С другой стороны, этот навык у пятимесячных детей должен еще некоторое время совершенствоваться, чтобы стать таким же, как у взрослых. Если начать наблюдение сразу после рождения ребенка, то можно заметить у него,поведение, очень сходное с дотягиванием и схватыванием. При наличии определенных условий новорожденный будет тянуться к предметам и схватывать их. Для этого он должен находиться в состоянии бодрствования, его не всегда просто достигнуть. Он также должен находиться в таком положении, при котором движения рук и головы ничем не сковываются. Это тоже не всегда легко устроить. Когда новорожденный лежит, он поддерживает себя головой и руками (рис. 6.9). Понятно, что, если руки используются как опора, ими нельзя свободно двигать. Необходимые условия можно создать, если держать ребенка на руках или нести в специальной корзиночке (рис. 6.10). При лабораторных исследованиях для обеспечения свободного движения необходима некоторая дополнительная поддержка. Если все перечисленные условия соблюдены, новорожденный оказывается способным дотягиваться до видимого предмета и схватывать его. Удачные случаи составляют около 40%, причем более половины промахов заканчивается примерно на расстоянии ладони от предмета. Чаще всего он дотягивается до предмета одной рукой (рис. 6.11). Двумя руками он тянется к предмету, когда тот находится прямо перед его головой. Некоторые из дотягиваний явно предвосхищают последующие схватывания. Рука разжимается до прикосновения к предмету и сжимается при контакте с ним, но слишком быстро, чтобы сжатие руки было вызвано соприкосновением с предметом.
Рис. 6.9. Новорожденный, лежащий без поддержки на поверхности стола для пеленания. Обратите внимание на опорные функции головы и рук (А). Если ребенок движет руками, он не способен сохранить позу Б и поэтому сразу же вновь опирается на руки. Это исключает какие-либо попытки дотягивания до предмета.
Рис. 6.10. Простейшее приспособления типа показанного па этом рисунке креслица позволяет младенцу свободно двигать руками и головой, что является существенным для раннего появления дотягивания.
Младенцы предвидят, что поведет за собой дотягивание до предмета, ожидая получить осязательную информацию, когда их руки тянутся к мосту, где они видят предмет. Как уже говорилось, иллюзорные предметы вызывают у них явное беспокойство. Следует также отметить, что на этой ступени развития дотягивание, по крайней мере , частично, приспособлено к размеру предметов и расстоянию до них [21].
предвосхищающее схватывание – предыдущая | следующая – последствия дотягивания
Психическое развитие младенца. Содержание.