Восприятие предметов (дифференциация)

Что можно сказать о проблеме врожденности или приобретенности зрительно-слуховых и тактильно-слуховых реакций? Результаты, полученные Вертханмером (1961), сомнений не вызывают: в опыте участвовал новорожден­ный, поэтому обучение было невозможно. С результатами других экспериментов дело обстоит сложное, так как они были получены на младенцах более старшего возраста. Тем не менее весь характер развития не совпадает с гипо­тезой постепенного научении, свидетельствуя скорее в пользу гипотезы дифференциации.

С помощью описанной выше установки Аронсон и Дункельд (1972) обнаружили, что у более старших младенцев, так же как и у совсем маленьких, рассогласование зри­тельной и звуковой информации вызывает недовольство. Но они проявляют явную двойную ориентировку в этой, ситуации — смотрят на видимый источник и одновременно поворачивают голову в сторону источника звука. У ма­леньких детей такой одновременной ориентировки нет. Они поворачивают и глаза и голову по направлению к точ­ке, расположенной примерно посередине расстояния меж­ду источником звука и ртом. Их реакции менее дифферен­цированы, чем реакции детей и постарше. Аналогичные аф­фекты наблюдались при двигательно-слуховых координациях (Бауэp и Вишарт, 1973). Дети в возрасте до пяти месяцев включительно охотно и но без известной сноровки тянут руки и схватывают звучащий предмет в полной темноте. Дети постарше почти не делают таких попыток, а к семи месяцам подобные действия вообще исчезают. Конечно, потом активное поведение ребенка но отношению к звучащим в темноте предметам восстанавливается, но происходит это не раньше года — к этому времени ре­бенок опять способен доставать предметы так же успешно, как и в пять месяцев.

Такое разнообразие результатов заставляет нас снова вернуться к проблеме интеграции и ее развития. В соот­ветствии с точкой зрения, иллюстрируемой рисунком 5.19, сенсорная интеграция не развивается. Наоборот, развитие скорее приводит ко все более полной сенсорной дифференциации. Уместно спросить, почему связи между модальностями развиваются именно таким путем? Почему при рождении ребенок имеет высокий уровень интеграции сенсорных процессов, который снижается в ходе прогрес­сивной сенсорной дифференциации? При такой постановке вопроса проблему видят в интеграции, а не в дифферен­циации. Я считаю, что это мнение совершенно неправильно. В ходе эволюции признаком прогресса является скорее дифференциация, а не интеграция. У низших организмов вообще нет дифференциации модальностей (Бауэр, 1974a). Для организма, по-видимому, легче развиваться с недиф­ференцированной перцептивной системой, чем с дифферен­цированными сенсорными модальностями.

 

 

 

 

 

 

 

В самом деле, если мы рассмотрим эволюционные усло­вия перцептивного развития, то это едва ли будет казаться удивительным. Перцептивные системы простейших орга­низмов реагируют на существенные характеристики объек­тов в окружающей их среде, а также контролируют пове­дение, направленное на эти объекты. Даже глубоководные рыбы, у которых нет ни зрительного, ни слуховой системы, могут определять положение объектов по изменению да­вления на кожу. Весьма вероятно, что глаза, уши и нос раз­виваются на перцептивных систем, чтобы улавливать раз­личные виды энергии, которые специфицируют объекты. Напротив, в высшей степени маловероятно, чтобы в каж­дом организме развивались зрительная и слуховая систе­мы, которые не были бы продуктом развития надмодаль­но и перцептивной системы — системы, реагирующей на те свойства объектов, которые могут быть восприняты с по­мощью любой сенсорной модальности. Коли это так, то можно спросить, почему тогда происходит дифференциа­ция? Можно предположить, что дифференциация облегчает адаптацию путем расширения диапазона возможных отве­тов. Нужно спросить также, какие процессы вызывают дифференциацию в ходе развития? Определяется ли этот аспект развития процессами роста или, быть может, ре­шающую роль играют возникающие перед организмом задачи и жизненный опыт? Соответствующие эксперименты пока еще просто не были проведены. Единственное относящееся к этому вопросу указание, которое мне удалось обнаружить, состоит в том, что у слепых от рождения и поэтому более, чем нормальные дети, зависящих от слуха младенцев межсенсорные координация исчезают в том же возрасте, как и у зрячих детей (Фридман, 1964). Они перестают поворачивать глаза к источнику звука и смот­реть на свои руки, даже хотя они никогда не получали зрительную стимуляцию в результате выполнения одной из этих координаций. Это могло бы свидетельствовать о том, что функционирование не влияет на процесс дифференциации, то есть этот процесс имеет при­роду. Для того чтобы принять или отвергнуть данное заключение, потребуются дальнейшие исследования.

видимый источник – предыдущая | следующая – восприятие величины

Психическое развитие младенца. Содержание.