Что можно сказать о проблеме врожденности или приобретенности зрительно-слуховых и тактильно-слуховых реакций? Результаты, полученные Вертханмером (1961), сомнений не вызывают: в опыте участвовал новорожденный, поэтому обучение было невозможно. С результатами других экспериментов дело обстоит сложное, так как они были получены на младенцах более старшего возраста. Тем не менее весь характер развития не совпадает с гипотезой постепенного научении, свидетельствуя скорее в пользу гипотезы дифференциации.
С помощью описанной выше установки Аронсон и Дункельд (1972) обнаружили, что у более старших младенцев, так же как и у совсем маленьких, рассогласование зрительной и звуковой информации вызывает недовольство. Но они проявляют явную двойную ориентировку в этой, ситуации — смотрят на видимый источник и одновременно поворачивают голову в сторону источника звука. У маленьких детей такой одновременной ориентировки нет. Они поворачивают и глаза и голову по направлению к точке, расположенной примерно посередине расстояния между источником звука и ртом. Их реакции менее дифференцированы, чем реакции детей и постарше. Аналогичные аффекты наблюдались при двигательно-слуховых координациях (Бауэp и Вишарт, 1973). Дети в возрасте до пяти месяцев включительно охотно и но без известной сноровки тянут руки и схватывают звучащий предмет в полной темноте. Дети постарше почти не делают таких попыток, а к семи месяцам подобные действия вообще исчезают. Конечно, потом активное поведение ребенка но отношению к звучащим в темноте предметам восстанавливается, но происходит это не раньше года — к этому времени ребенок опять способен доставать предметы так же успешно, как и в пять месяцев.
Такое разнообразие результатов заставляет нас снова вернуться к проблеме интеграции и ее развития. В соответствии с точкой зрения, иллюстрируемой рисунком 5.19, сенсорная интеграция не развивается. Наоборот, развитие скорее приводит ко все более полной сенсорной дифференциации. Уместно спросить, почему связи между модальностями развиваются именно таким путем? Почему при рождении ребенок имеет высокий уровень интеграции сенсорных процессов, который снижается в ходе прогрессивной сенсорной дифференциации? При такой постановке вопроса проблему видят в интеграции, а не в дифференциации. Я считаю, что это мнение совершенно неправильно. В ходе эволюции признаком прогресса является скорее дифференциация, а не интеграция. У низших организмов вообще нет дифференциации модальностей (Бауэр, 1974a). Для организма, по-видимому, легче развиваться с недифференцированной перцептивной системой, чем с дифференцированными сенсорными модальностями.
В самом деле, если мы рассмотрим эволюционные условия перцептивного развития, то это едва ли будет казаться удивительным. Перцептивные системы простейших организмов реагируют на существенные характеристики объектов в окружающей их среде, а также контролируют поведение, направленное на эти объекты. Даже глубоководные рыбы, у которых нет ни зрительного, ни слуховой системы, могут определять положение объектов по изменению давления на кожу. Весьма вероятно, что глаза, уши и нос развиваются на перцептивных систем, чтобы улавливать различные виды энергии, которые специфицируют объекты. Напротив, в высшей степени маловероятно, чтобы в каждом организме развивались зрительная и слуховая системы, которые не были бы продуктом развития надмодально и перцептивной системы — системы, реагирующей на те свойства объектов, которые могут быть восприняты с помощью любой сенсорной модальности. Коли это так, то можно спросить, почему тогда происходит дифференциация? Можно предположить, что дифференциация облегчает адаптацию путем расширения диапазона возможных ответов. Нужно спросить также, какие процессы вызывают дифференциацию в ходе развития? Определяется ли этот аспект развития процессами роста или, быть может, решающую роль играют возникающие перед организмом задачи и жизненный опыт? Соответствующие эксперименты пока еще просто не были проведены. Единственное относящееся к этому вопросу указание, которое мне удалось обнаружить, состоит в том, что у слепых от рождения и поэтому более, чем нормальные дети, зависящих от слуха младенцев межсенсорные координация исчезают в том же возрасте, как и у зрячих детей (Фридман, 1964). Они перестают поворачивать глаза к источнику звука и смотреть на свои руки, даже хотя они никогда не получали зрительную стимуляцию в результате выполнения одной из этих координаций. Это могло бы свидетельствовать о том, что функционирование не влияет на процесс дифференциации, то есть этот процесс имеет природу. Для того чтобы принять или отвергнуть данное заключение, потребуются дальнейшие исследования.
видимый источник – предыдущая | следующая – восприятие величины
Психическое развитие младенца. Содержание.