тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Диагностика эмоционального развития

Коррекционная работа с детьми с аутизмом

в психологическом центре Просвет.

Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом.  Запись на консультацию

Особое значение в психологической диагностике детей с аутизмом первого года жизни имеет специальный анализ особенностей речевого развития.

В многочисленных исследованиях психологов и педагогов подчеркивается значимость использования ребенком первого года жизни вокализации с целью общения со взрослым. В таблице 8 представлены стадии доречевого развития здорового ребенка.

 

Таблица 8 Стадии доречевого развития ребенка

 

Возраст

Специфика речевых реакций ребенка

0-1 месяц Недифференцированный плач
1-3 месяца Дифференцированный плач: например, голодный плач, плач, связанный с болью, и т. д.
3-6 месяцев Появляется гуление. Ребенок сосредоточивается на звуках окружающих людей и предметов, сам непроизвольно издает отдельные звуки
6-12 месяцев Появляется лепет, повторяет отдельные звуки и слоги
9-10 месяцев Наблюдаются эхолалии. Повторяет звуки, которые слышит

 

 

Наш опрос родителей детей с аутизмом показал, что 25 родителей из 48 (52%) обращали внимание на то, что у их детей недифференцированный плач сохранялся достаточно длительное время, а также на более позднее наступление стадии гуления.

Большинство родителей обращало внимание на недоразвитие речевого подражания и трудности понимания ребенком обращенной к нему речи.

По данным отечественных авторов, более чем у 50—70% детей с ранним детским аутизмом наблюдается недостаточность использования жестов и интонации в общении. На начальных этапах речевого развития у многих детей с аутизмом могут наблюдаться эхолалии в виде однообразных повторений отдельных звуков и звукосочетаний.

Пример

Мама нашего пациента в своем дневнике подчеркивала, что гуление и лепет у сына появились значительно позже, чем у старшей дочери, а после года возникли эхолалии, которые носили стойкий характер.

При исследовании особенностей общения детей с аутизмом психолог должен ориентироваться не только на особенности развития звуковой стороны речи, но и на мимику ребенка и его жесты.

Здоровый ребенок в ответ на заигрывание с ним взрослого оживляется, начинает произносить отдельные звуки, улыбается или смеется, протягивает руки, если хочет быть в объятиях отца или матери. К концу первого года жизни ребенок тянется к далекому предмету, показывая, что нуждается в том, чтобы к нему приблизили этот предмет. Дети с аутизмом, как правило, не проявляют выраженного оживления на взрослого или новый предмет, демонстрируют пассивность в процессе общения со взрослым.

Дальнейшее развитие эмоциональных и коммуникативных реакций у здорового ребенка первого года жизни способствует обогащению и разнообразию поведенческих проявлений при общении с близкими людьми. К концу первого года жизни малыши уже способны ориентироваться на эмоциональную оценку взрослым особенностей их поведения. Взрослый (как правило, мать) подкрепляет позитивные формы поведения ребенка и ограничивает негативные, что ложится в основу совершенствования эмоциональной регуляции и процесса общения ребенка не только с матерью, но и с другими людьми.

Следует подчеркнуть, что психологическая диагностика эмоционально-поведенческих расстройств у ребенка, особенно на первом году жизни, чрезвычайно сложна и требует от специалиста-психолога глубокого знания этапов эмоционального, коммуникативного, речевого развития ребенка.

Ранняя диагностика аффективных нарушений у ребенка имеет важное значение для дальнейшей лечебно-педагогической работы с ним. Отечественные специалисты К. С. Лебединская и О. С. Никольская еще в 1980-х годах разработали и внедрили в практику диагностическую карту для исследования ребенка первых двух лет жизни с целью диагностики раннего детского аутизма [Лебединская, Никольская, 1991]. Данная карта состоит из одиннадцати основных блоков: вегетативно-инстинктивная сфера; аффективная сфера; сфера влечений; сфера общения; восприятие; моторика; интеллектуальное развитие; речь; игра; навыки социального поведения; психосоматические корреляты. Представленная авторами диагностическая карта широко используется психологами и педагогами, работающими с детьми.

Позднее эта карта была модифицирована Н. Я. Семаго и М. М. Семаго [2000] и известна как «Карта наблюдений за поведением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие». Данная схема ориентирована на анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в различных жизненных ситуациях. Каждый из четырех уровней анализируется авторами с точки зрения гипо- или гиперфункционирования того или иного уровня. Это дает возможность представить соответствующий «профиль» структуры аффективной регуляции у ребенка. Гипер- или гипофункцию уровня аффективной регуляции авторы рассматривают как его дисфункцию.

При анализе функционирования отдельных уровней аффективной регуляции авторы выделяют и анализируют следующие особенности:

•   характер нарушения взаимодействия существующих уровней;

•   особенности гиперкомпенсаторных механизмов;

•  синдром аффективной дезадаптации у ребенка в целом. Рассмотрим основные ориентиры наблюдений за ребенком с дисфункцией первого уровня аффективной регуляции — уровня полевой реактивности.

При гипофункции данного уровня имеют место следующие психологические радикалы:

а) чувствительность ребенка к интенсивности изменений в процессе контакта и взаимодействия с другими людьми:

•   чувствителен к резкой перемене голоса;

•  не переносит неожиданного (например, с незнакомым человеком) зрительного контакта, также для него труден длительный зрительный контакт;

•   чувствителен к качеству прикосновений, напрягается, отклоняется, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает;

•   испытывает беспокойство, напряжение, если кто-либо резко меняет дистанцию во время общения (садится близко, касается коленями);

•   замирает, капризничает или отказывается работать при быстрой смене видов деятельности;

б)  чувствительность ребенка к изменениям в расположении окружающих объектов в процессе освоения им жизненного пространства:

•   не любит находиться в пустых, слишком просторных помещениях;

•   боится маленьких, закрытых помещений;

• любит порядок, долго раскладывает вещи на столе, пытается как бы все классифицировать, разложить по группам;

в)  чрезмерная чувствительность к интенсивности сенсорных впечатлений:

•   не любит или боится слишком громких звуков, вида сильного пламени, яркого света, даже незначительных перепадов температуры;

г)  особенности поведения:

•   боится новых впечатлений;

•   боязлив, нерешителен при смене обстоятельств, не уверен в собственных силах, часто перестраховывается;

•  часто наблюдается пониженное настроение, бывают резкие перепады в настроении;

•   любит играть один.

При гиперфункции первого уровня наблюдается следующее:

а)  ребенок не испытывает дискомфорта при интенсивных изменениях во время взаимодействия и общения с другими, что проявляется в следующих особенностях:

•   не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может подолгу находиться среди незнакомых людей, в толпе;

•   не боится прикосновений чужих людей;

•   нечувствителен к изменению дистанции во время общения;

•   нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке;

б)  ребенок нечувствителен к качеству сенсорных впечатлений:

•   устойчив к холоду, голоду, боли;

•   неразборчив в еде;

•   не имеет выраженных сенсорных привычек;

•   стремится к частой смене впечатлений;

в)  ребенок не реагирует отрицательно на интенсивное изменение объектов в окружающем во время освоения пространства:

•   не боится высоты, достаточно ловко карабкается, любит смотреть вниз с высоты;

•   не испытывает страха в просторном или тесном помещении;

г)  в поведении чаще всего проявляются следующие особенности:

•   любит частые перемены во внешних обстоятельствах;

•   не боится оказываться на новом месте, любит находиться один, в том числе в незнакомых местах;

•   склонен к бродяжничеству;

•   неадекватно оценивает свои возможности, некритичен;

•   с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнить;

•   постоянно демонстрирует повышенное настроение. Дисфункция второго уровня аффективной регуляции — уровня аффективных стереотипов — проявляется не менее разнообразно. Именно на этом уровне закладываются основы формирования индивидуальности человека. Аффективные стереотипы являются фоновым обеспечением наиболее сложных форм поведения человека. Эти стереотипы задают аффективный смысл поведению.

Особенности поведения ребенка при гипофункции второго уровня проявляются в следующих радикалах:

а)  ребенок чрезмерно чувствителен к качеству сенсорных впечатлений и собственному соматическому состоянию:

•   имеет устойчивые привычки в еде, требователен к качеству пищи, не принимает новых или незнакомых блюд;

•   не любит расставаться с привычной одеждой;

•   не любит перепадов температуры, пищу принимает только той температуры, к которой привык;

•   не может заснуть в непривычной обстановке;

•   часто жалуется на недомогание, не переносит малейшей боли;

•   быстро устает, часто жалуется на усталость;

•   часто испытывает немотивированный страх за собственное здоровье;

• испытывает страх темноты, одиночества, высоты, незнакомых людей и обстоятельств;

б)  ребенок испытывает дискомфорт в нестабильных, меняющихся обстоятельствах:

•   с трудом привыкает к режиму в детском саду, школе, чувствителен к изменениям в режиме;

•   с трудом привыкает к новому учителю, новому коллективу;

•   не любит перемен, новых впечатлений, не стремится к ним;

• капризничает, может отказываться от работы или проявлять агрессию при переключении на новый вид деятельности;

в)  ребенок испытывает трудности и дискомфорт во взаимодействии и общении с другими людьми:

•   не склонен к сотрудничеству, особенно если оно протекает в непривычных для него обстоятельствах;

•   имеет низкую коммуникативность;

•   излишне привязан к людям, жалеющим его;

•   имеет склонность к защитным, компенсаторным реакциям, в случае отрицательной оценки его деятельности, наказания раскачивается, сосет палец, теребит предметы и т. п.;

•   часто замкнут, неразговорчив, одинок или имеет таких же, как он, приятелей;

г) особенности в поведении:

•   часто имеет пониженное настроение;

•   раздражителен, ворчлив;

•   имеет ригидную самооценку;

•  чувствителен к ритмическим впечатлениям, любит музыку. При гиперфункции второго уровня наблюдается следующее:

а)  особое влечение ребенка к разнообразным сенсорным впечатлениям, трудности в оценке собственных физиологических потребностей:

• отсутствуют устойчивые привычки в еде, всеяден, любит обильную, разнообразную, вкусную пищу, прожорлив;

•   стремится к интенсивным, ярким сенсорным впечатлениям (любит смотреть на огонь, дождь и т. д.);

•   имеет тягу к неприятным впечатлениям, небрезглив, может взять с пола пищу и съесть ее;

•   не боится боли, вынослив;

б)  проблемы в процессе взаимодействия и общения с другими людьми:

•  агрессивен по отношению к близким, учителям в тех случаях, когда ему не позволяют осуществить влечение, задуманное действие;

• нечувствителен к нуждам других, если они противоречат удовлетворению собственных;

в)  особенности в поведении:

•   нетерпелив, ригиден;

•  склонен к стереотипным аффективным реакциям при давлении со стороны других;

•   может быть конформным, если хочет добиться своего.

Третий уровень аффективной организации поведения — уровень аффективной экспансии — является следующей ступенью эмоционального контакта человека со средой. Дисфункция третьего уровня аффективной регуляции представлена в виде следующих радикалов.

При гипофункции третьего уровня наблюдается следующее:

а)  ребенок испытывает значительные затруднения в решении проблемных ситуаций:

•   не интересуется новыми заданиями;

•   быстро пресыщается, теряет цель, отвлекается, отказывается от деятельности, если она вызывает трудности;

•   требуется постоянная организация деятельности, стимуляция и одобрение для продолжения деятельности в трудных для него обстоятельствах, самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает;

•   испытывает страх перед незнакомыми, новыми, неизвестными обстоятельствами;

•   не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление;

•   склонен к фантазиям на тему успехов, преодоления преград, риска;

б)  ребенок испытывает затруднения в общении и взаимодействии с другими людьми:

•   имеет невысокую коммуникативность;

•   внушаем, некритичен;

• ощущает чрезмерную потребность во внимании, поддержке, стимуляции со стороны других людей;

• может использовать способность других людей к сопереживанию с целью заставить их выполнять его желания;

•   сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки; в) ребенок имеет ряд личностных особенностей:

•   испытывает чрезмерную чувствительность к оценке отрицательных впечатлений;

•   может быть боязлив;

•  неуверен в себе, имеет неадекватную самооценку. При гиперфункции этого уровня:

а)  ребенок затрудняется в понимании смысла взаимодействия:

•   легко вступает в контакт, но к эмоциональному взаимодействию не стремится;

•   проявляет кратковременную заинтересованность в заданиях;

•   легко заражается состоянием другого человека;

•  склонен привлекать внимание к себе любыми доступными средствами, порой даже неадекватными;

• подчиняется требованиям только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности, под угрозой наказания;

•   часто проявляет негативизм;

•  требует постоянной оценки своей деятельности (при этом нечувствителен к ее знаку), постоянного внимания к себе;

•   часто провоцирует конфликты между другими, испытывая от этого удовольствие;

б)  ребенок имеет ряд личностных особенностей:

•   склонен к вранью, бродяжничеству;

•  стремится к опасным, рискованным поступкам, не испытывает страха высоты, темноты и т. п.;

•   испытывает влечение к отрицательным, часто гадким, впечатлениям;

•   получает удовольствие от роли бандита, негодяя.

Дисфункция четвертого уровня — уровня эмоционального контроля — характеризуется следующими признаками. При гипофункции четвертого уровня:

а) ребенок испытывает трудности в коммуникации и чрезмерную зависимость от эмоциональной оценки других людей:

•   проявляет низкую активность в контакте;

•  может ошибаться в определении знака эмоциональной оценки в процессе общения, проявляя особую чувствительность к взгляду, голосу, тактильному контакту, дистанции в общении;

•   стремится к привычному кругу общения;

•   особо раним во взаимоотношениях даже с близкими людьми;

•   испытывает постоянную потребность в положительной оценке, во внимании;

•  неуверен в правильности своего поведения, постоянно нуждается в подтверждении этой правильности со стороны других;

•   постоянно обращается за помощью к взрослым, несамостоятелен;

•   имеет чрезмерную симбиотическую связь с матерью (чаще всего);

• ощущает тревогу, страх, отказывается от деятельности при отсутствии эмоционального соучастия близких;

•   в деятельности больше ориентируется не на результаты труда, а на их внешнюю оценку;

б) ребенок имеет ряд личностных особенностей:

•  внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, часто попадает под аффективное давление других людей;

•   мнителен, недоверчив к предложениям других;

•   излишне зависим от принятых им норм поведения;

•   часто не терпит нарушений в сложившихся взаимоотношениях. При гиперфункции четвертого уровня:

а)  ребенок чувствует чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

•   легко вступает в контакт, испытывает удовольствие от общения со случайными людьми, легко заражается их состоянием;

•   допускает близкую дистанцию в общении, не чувствует усталости от общения с людьми, даже малознакомыми;

•   нетребователен к качеству общения;

•  под влиянием других может легко преодолевать трудности, но может под влиянием других и легко отказаться от принятого решения;

•   испытывает огромную потребность в восхищении или сопереживании со стороны всех других людей;

б)  ребенок имеет ряд своеобразных личностных черт:

•   конформен;

•   несамостоятелен, часто труслив;

•   слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими.

В заключение следует отметить, что структурно-уровневое изучение базальной эмоциональной организации личности ребенка не только имеет большое значение для диагностики особенностей индивидуального поведения детей и подростков с аутизмом, но и в последующем становится основой программы их психологической коррекции.

Стадии эмоционального развития– предыдущая | следующая – Преддошкольное развитие в норме

оглавление

консультация психолога детям, подросткам, взрослым