Познавательное развитие (беспо­койство)

Эти эксперименты во многом зависят от словесных от­четов испытуемых, которые, конечно, не могут быть полу­чены от младенцев. Однако можно использовать и другие показатели. Бауэр, Броутон и Мор (1971) провели экспери­мент, непосредственно моделирующий опыты с движением Мишотта. Дети наблюдали за приближением и последу­ющим движением предмета за экран. Когда предмет дол­жен был вновь показаться из-за экрана, вместо него по­являлся другой предмет и продолжал двигаться по перво­начальной траектории с той же скоростью. Устройство, используемое для проведения этого опыта, изображено на рис. 7.9. У детей исследовались движения глаз. Предпола­галось, что, когда дети воспринимают появившийся пред­мет как новый, прослеживание должно нарушаться, так как дети будут оглядываться назад в поисках исходного предмета. Такое изменение в характере движений глаз действительно можно было наблюдать у детей в возрасте 20 и более недель. Однако дети младшего возраста про­должали прослеживание, как будто ничего не произошло, даже если преобразование предмета было столь же резким, как показанное на рис. 7.10. Для этих детей не имело зна­чения существенное изменение в размере, форме и цвете предмета.

 

 

Рис. 7.9. Тележки на двух участках отслеживания приводились в движение двумя независимо контролируемыми моторами. Два тай­мера обеспечивали точный контроль интервала между движениями. Центральная часть устройства была закрыта белым экраном, шири­ной 15 см. Фон был матово-черным (Из: Бауэр, Броутон и Мор, 1971).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.10. В экспериментах Бауэра, Броутона и Мора (1971) сложе­ние у младенцев ничуть не страдало от того, что из-за экрана появлялся совершенно отличный объект.

Можно было бы считать, что этот ответ требовал слиш­ком многого от таких маленьких детей и они просто не могли организовать возвратное движение взгляда. Одна­ко именно этот ответ наблюдался у тех же самых детей и другой экспериментальной ситуации, когда использова­лись два идентичных предмета. Один предмет скрывался за экраном, а другой немедленно появлялся с противопо­ложной стороны экрана. Этот второй предмет появлялся намного быстрее, чем это мог бы сделать первый, сохрани он начальную скорость движения. Кроме того, появляв­шийся предмет, несмотря на полную идентичность первому, двигался по иной траектории. В этой ситуации младенцы обычно делали быстрое движение глазами, чтобы поймать взглядом новый предмет, но потом возвращались к точке его появления из-за экрана. Затем они снова скачкооб­разными движениями глаз ловили новый предмет и опять возвращались к исходной точке. Обычно младенцы отка­зывались смотреть на предъявление этой последовательно­сти более чем одии-два раза — доказательство того, что они находили такую ситуацию странной и вызывающей беспо­койство.

Чтобы проверить, не вызывалось ли наблюдаемое пове­дение наличием экрана, в дополнительной серии экспери­ментов для смены предметов использовался модифицированный тахистоскоп (рис. 7.11). Результаты полностью совпали с данными предыдущих опытов. До тех пор пока предмет продолжал двигаться по определенной траектории, младенцы не проявляли беспокойства и слежение не нару­шалось, даже если все признаки предмета изменялись. Как только траектория движения менялась, даже если все остальное оставалось тем же самым, плавное прослеживание исчезало и у младенцев наблюдались некоторые признаки беспокойства. Таким образом, трех- четырехмесячные младенцы, по-видимому, идентифицируют движущийся предмет только на основании характеристик движения, не принимая во внимание другие его признаки. Из работы, описанной в гл. V, мы знаем, что младенцы этого возраста могут обнаружить, что произошло некоторое изменение. Однако это изменение интерпретируется ими как изменение первоначального предмета, а не как введение нового. В противоположность этому поведение более старших детей показывает, что ими учитываются не только движение, но и другие признаки.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.11. Оба объекта одновременно начинают двигаться с одина­ковой скоростью из одной и той же точки поля зрения младенца. Если вначале освещен только маленький объект, то, когда освсщение переключается на большой объект, маленький объект кажется превратившимся в большой на одной и той же траектории движении (см. также рис. 7.5).

определение идентичности – предыдущая | следующая – неподвижные предметы