Введение и расширение бесплатной медицинской помощи осложняет положение. Заболевание понижает заработную плату, но выгоды, вытекающие из нетрудоспособности, часто возмещают денежные потери. Мать в случае чрезмерно длительного выздоравливания ребенка ухаживает за ним сама и экономит этим довольно большую сумму денег, которую она должна была бы отдать няне, если бы сама вышла на работу. Мужчина во время слишком длительной нетрудоспособности может сделать ремонт квартиры, за который он заплатил бы значительно больше, чем составляет разница между его заработной платой и пособием по нетрудоспособности. Естественно, что люди, находящиеся в таких ситуациях и имеющие подобные интересы, стараются оказать более или менее настойчивое психическое или материальное давление на врача, добиваясь признания нетрудоспособности. Эти стремления бывают успешными особенно в тех случаях, когда социальные и материальные проблемы больного вытекают из очевидных, независящих от больного, общественных недостатков, как, например, недостаток мест в детских яслях, затруднения, связанные с ремонтом, поисками дефицитных товаров, с квартирными проблемами и т. д.
Следовательно, с введением бесплатной медицинской помощи у больных не исчезает мотивировка для предоставления врачу из своих личных средств определенной суммы, которая обязала бы врача сделать возможно больше для здоровья и для интересов больного. Больной предполагает – обоснованно или необоснованно, – что врач, получивший материальный стимул для оказания помощи именно ему лично, сделает больше, чем он сделал бы только под влиянием ответственности, социалистического гуманизма и трудовой дисциплины. Возникают сложные личные взаимодействия. Больной иногда вызывает отвращение v врача подарком, носящим характер взятки, напимер, деньгами, а врач в свою очередь обижает больного отказом и вызывает у него беспокойство. Больной в таких ситуациях иногда реагирует рассуждением: «Мои дела, наверное, очень плохи, если врач ничего не хочет от меня принять». В следующий раз больной не решается предложить врачу что-либо, боясь обидеть его, и врач остается недовольным неблагодарностью больного. Менее проблематична на первый взгляд ситуация, когда больной передает врачу даже дорогой подарок после успешного излечения. Однако и этот подарок обязывает врача на будущее, т. е. фактически является взяткой, и может оказать влияние на решение в случае рецидива или нового заболевания пациента или его близких при приеме в больницу (возникает вопрос, является ли госпитализация действительно необходимой и не будут ли при недостатке мест отложены другие больные, более нуждающиеся в госпитализации), при выписывании более редких лекарств (больной, не давший взятку, не получит это лекарство, даже если он больше в нем нуждается), при продлении срока пребывания в больнице («доктор, для нас было бы более удобно, если бы дедушка еще остался в больнице»), при определении нетрудоспособности (« доктор, мне нужна была бы еще одна неделя»), при установлении инвалидности («вы всегда мне помогали, доктор»). Сказанное еще в большей степени относится к подаркам, предлагаемым в начале лечения, так как они чаще всего даются с определенной целью. Степень неуместности приема подарков от больных можно было бы выразить определенным «коэффициентом проблематичности», причем следует учитывать:
1. материальную ценность подарка, например, а) цветы, б) драгоценности и деньги;
2. цель подарка, например, а) бескорыстный подарок, б) подарок, преследующий получение определенной выгоды;
3. характер заболевания, например, а) острое заболевание, проходящее без последствий для больного и без дальнейших обязанностей для врача, б) хроническое заболевание с длительной нетрудоспособностью и с возможностью перевода на инвалидность.
Эти рассуждения, естественно, не претендуют на научную точность и нельзя предполагать их научного подтверждения; это, однако, не должно способствовать недооценке указанной проблематики. С точки зрения развития благоприятного ненарушенного посторонними влияниями взаимоотношения между врачом и больным и с точки зрения хорошей коллективной совместной работы медицинских работников всех категорий в рамках данного медицинского учреждения, прием подарков следует считать неуместным. Различие в поведении врача по отношению к больному, который «отблагодарил» его очень внимательно, регистрируют остальные больные, догадываются о причине этого различия и, следовательно, задают себе вопрос, не сделать ли им то же самое, чтобы добиться лучшего ухода и лучшего к себе отношения. Доверие больных к врачу и к самому медицинскому учреждению от этого не выигрывает. Врач, применяющий такую систему «благодарности» больных, наконец, добивается нивелизации всей своей деятельности, в отделении устанавливаются определенные нормативы и тарифы «подарков», и в резуль тате этого для большинства больных, наконец, не делается больше, чем обычно. Меньшая часть больных, которые не поняли, что надо «благодарить», подвергается сознательно или подсознательно дискриминации. Врач, принимающий подарки и взятки, быстро приобретает дурную славу среди своих коллег и особенно у среднего медицинского персонала. Такой пример может привести на неправильный путь и остальных работников: медицинские сестры в этих случаях позволяют больным нарушать режим дня, а тем самым и лечение, но врач ничего им не может сказать, так как «все друг о друге знают что-нибудь плохое». Врачу в таких случаях очень трудно добиться реализации правильных и необходимых мероприятий. Следовательно, можно сказать, что введение системы подарков и взяток ограничивает самостоятельность и независимость
врача как в лечебной так, и в организационной работе.