Глава 2. Нейропсихология и афазия

 

Глава 2. Нейропсихология и афазия

2.1. Концептуальный аппарат нейропсихологии

Концептуальный аппарат нейропсихологии, представляющий собой логически стройную научную основу нейропсихологии, в том числе и афазиологии, и восста-новления ВПФ, исходит из концепций современной психологии, физиологии, неврологии. В его состав входят прежде всего понятия, разработанные в советской психологии крупнейшими психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным и др.:

— это современные представления о ВПФ как явлениях, возникших в ходе общественно-исторического развития;

— учение о функциональных системах или «функциональных органах» как психофизиологической основе психических функций и как единице интегрированной работы мозга;

— учение о динамической и системной локализации психических функций в головном мозге, которое основывается на представлениях о сложной структуре ВПФ.

Сюда же включаются и понятия, разработанные советской нейропсихологией, и прежде всего А. Р. Лурией:

— понятие фактора, на основе которого проводится качественный анализ нарушения психических функций и вычленяется механизм нарушения;

— новое представление о нейропсихологическом симптоме;

42 — новое понимание нейропсихологического синдрома нарушений ВПФ.

Эти понятия и стали научной основой для понимания путей и возможностей восстановления ВПФ (более подробно см. гл. 4).

Высшие психические функции стали рассматриваться как развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертываются, интериоризуются, превращаясь в «умственные действия». В опосредовании ВПФ решающая роль принадлежит речи, благодаря которой они становятся осознанными и произвольно управляемыми. Формируются ВПФ прижизненно и имеют системное строение, которое характерно для всех высших психических функций. А. Р. Лурия считал, что новые представления о ВПФ как социальных по происхождению, опосредованных по структуре и произвольных по способу функционирования требуют и соответствующих представлений об их психофи-зиологической основе. Наиболее адекватной для объяснения психофизиологических механизмов ВПФ А. Р. Лурия считал концепцию П. К. Анохина о функциональных системах. Функциональные системы, имеющие вертикальную

(корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корко-вую) организацию, в настоящее время рассматриваются как психофизиологическая основа ВПФ.

Эти новые представления в психологии о ВПФ послужили основой для пересмотра старого учения о локализации ВПФ в головном мозге. Новое учение о локализации означает не непосредственное соотнесение психической функции с каким-либо участком мозга или со всей массой мозга, как это имело место в ранних представлениях о локализации функций (учение узкого локализационизма и сменившее его учение антилокализационизма), а соотнесение одного какого-либо фактора с определенным участком мозга. Важнейшим понятием в концептуальном аппарате нейропсихологии является понятие «фактор». С его помощью советской нейропсихологии удалось преодолеть психоморфологизм, т. е. непосредственное соотнесение сложнейших психических процессов с определенными участками мозга, преодолеть «непосредственное наложение психологических понятий на морфологическую канву» (И. П. Павлов). Под фактором А. Р. Лурия понимал «собственную функцию» того или иного участка мозга, определенный принцип его работы (например, пространственное восприятие, соматопространственное восприятие, фонематический слух, речевые кинестезии и др.). Функциональная система и представляет собой рабочее объединение различных участков мозга, каждый из которых ответствен за определенный психофизиологический процесс, фактор. Выпадение того или иного фактора ведет к системному эффекту, т. е. к нарушению всех психических функций, в структуру которых он входит. Понятие фактора

43 дает возможность различать «первичный дефект», т. е. нарушение собственной функции данного участка мозга (например, нарушение звукового анализа и синтеза, возникающее при поражении височных отделов коры), и системное влияние на всю функциональную систему (или ряд систем), обеспечивающую, ту или иную психическую функцию (например устную речь, функцию счета и т. п.).

Таким образом, понятие фактора — одно из важнейших в концептуальном аппарате нейропсихологии, с помощью которого удалось перейти от описания дефекта к его анализу. Понятие фактора легло в основу понятия «нейропсихологический синдром». Выпадение того или иного фактора ведет к нарушению целого комплекса психических процессов. Нейропсихологический синдром и представляет собой избирательное нарушение одной группы психических процессов, в состав которой входит нарушенный фактор, при сохранности других. Так, поражение височных отделов мозга (зона Вернике) ведет к выпадению звукового анализа и синтеза, в результате возникает синдром сенсорной афазии, в который входят симптомы нарушений целого ряда психических процессов — процесса звукоразличения, понимания речи, устной речи, письма и чтения. Однако остаются сохранными пространственные и другие виды восприятия, счет и счетные операции и т. д.

психология речи (продолжение) -предыдущая/следующая – 2.2 Мозг и афазия