При обходе разговор о больных ограничивают до минимума, а говорят главным образом с больным. Спорные и неясные вопросы запоминают или делают о них короткие заметки; разбирают их с сотрудниками после обхода в кабинете. Если у больного имеются предложения, вопросы или жалобы, то следует выделять среди них те, которые касаются только заболевания и лечения данного пациента; их следует разобрать по мере возможности индивидуально с больным в кабинете; а вопросы и предложения рабочего порядка, с которыми уместно ознакомить остальных больных, следует разобрать в отделении. В некоторых психиатрических отделениях является правилом беседа больных с медицинскими работниками (98) на все темы, касающиеся работы, жизнй и взаимоотношении в отделении в рамках так называемого терапевтического сообщества. Другие отделения, например, терапевтическое и хирургическое, имеют иной стиль работы, но совместные собрания больных и обслуживающего персонала, медицинских работников, могли бы и здесь принести пользу делу. Такое собрание могла бы проводить старшая медицинская сестра, знакомая с основами медицинской психологии и с некоторыми социологическими закономерностями жизни в коллективе. Вышестоящие работники должны вести себя так, чтобы не снижать в присутствии больных и других медицинских работников авторитет и достоинство своих подчиненных, даже если они убеждены в том что подчиненный допустил ошибку. Жалобы больных на медицински персонал должны быть всегда разобраны. Самой лучшей реакцией на справедливую критику является не традиционный «шум», производимый начальником, а фактическое исправление недостатков.
Контакт врача с больным при обходе имеет большое значение. Оно обусловлено требованиями, действующими одновременно в нескольких направлениях: необходимость за короткое время составить как можно более полное впечатление о состоянии больных, обеспечить необходимое исследование и лечение, помнить о некоторых мероприятиях, которые следует провести после обхода, например, обратить на что-либо внимание коллег и медицинских сестер, соблюдать оптимистическое настроение, несмотря на любые психические требования и напряжение, и индивидуально психически подбодрить больного несколькими словами, жестами, мимикой так, чтобы больной как можно охотнее принимал участие в лечении. При этом рекомендуется использовать более скромные средства, а не слишком показные. Бодрая фальшивая наигранность, обращение на «ты», похлопывание по плечу вызывают скорее неприязнь и оскорбляют больного. Созданию хорошего, эффективного для лечения отношения к больному поможет сознание того, что речь идет о необходимом компоненте лечебной помощи, о лечении средой, значение которой уже настолько теоретически и практически объяснено, что пренебрежение им означает один из основных недостатков, как специального характера, так и морально-общественного.
Питание больных, диета. Требования больных получать вкусную, хорошо приготовленную и культурно поданную пищу возрастают в соответствии с общим ростом уровня и требований населения. Но фактическая ситуация, как об этом сообщается в уже упоминавшейся работе Пацовского, не отвечает этим требованиям. Жалобы на питание и способы подачи пищи бывают справедливыми. Иногда вкусно приготовленная пища теряет свои качества оттого, что подается больным остывшей. Справедливые жалобы необходимо разобрать. И хотя это отрывает от работы врача-заведующего отделением, он не сможет избежать этого, как бы он ни старался; а в случае такой попытки он будет вынужден разбирать жалобы больных на питание на высшем уровне. С психологической точки зрения большее значение имеют необоснованные или преувеличенные жалобы. Их можно отнести к категории так называемого агирования. По определению Фенихела, агирование – это такое обсуждение или поведение, которое подсознательно уменьшает внутреннее напряжение и приносит хотя бы частичное освобождение подавляемых импульсов. Можно добавить, что последние освобождаются через «побочные вентили», например, в виде опоздания больного на групповую психотерапию, в виде отсутствия на таком собрании, враждебностью по отношению к другим больным. Речь идет о форме смещения аффективности во взаимоотношениях. В обычной жизни на отделениях больной агирует тем, что проявляет недовольство питанием, несмотря на то,что оно является удовлетворительным, хотя по существу его недовольство направлено на врача, которого больной не решается критиковать. Агирующему человеку его поведение кажется соответствующим и приемлемым, но совсем не таким оно кажется окружающим. Это различие вытекает из подсознательного характера агирования и связанного с ним недостатка понимания агирующего лица.
Курение в медицинских учреждениях является фактом, к которому совершенно по-разному относятся курящие и некурящие больные, а также курящие и некурящие медицинские работники. Нет недостатка в доказательствах и в опыте для заключения о том, что курение вредно для здоровья и ухудшает эстетический уровень среды. Аргументы такого порядка, что «атмосфера в больших помещениях все равно загрязнена дымом и газами», с психологической точки зрения относятся к области так называемой рационализации, т. е. кажущегося сознательно обоснования какого-нибудь мнения или поведения, которое в действительности имеет другое, например, эмоциональное, импульсивное или в случае курения индивидуальное привычное основание. Медицинское учреждение не должно поддерживать у курящих больных эту вредную привычку, создавая для них особо удобные условия. Тяжело больные очень часто испытывают отвращение к курению, например, при инфекционных заболеваниях. Курильщик, недовольный порядками в больнице только потому, что не может выкурить свои 30 сигарет ежедневно, должен подумать о переходе на домашнее или амбулаторное лечение. При беседе о курении в отделении можно незаметно перейти к воспитанию больных в духе отвращения к курению. При этом в более выгодной ситуации находятся те врачи и медицинские сестры, которые или вообще не курят, или способны курение во время работы ограничить до минимума. Конкретное решение практически вытекает из намерений и отношений к этому вопросу медицинского персонала и из степени давления больных. Хорошо, когда больные имеют возможность выходить на веранду или в сад, где курение не мешает другим и не портит атмосферу. Полное административное запрещение курения в отделениях ведет обычно к тому, что больные, не имея места для курения, курят «тайно» в уборных и ваннах. Однако, с другой стороны, не является выходом из положения и помещение для курения, которое обычно при недостатке свободных помещений в больнице бывает маленьким и со временем превращается в наиболее загрязненную и отталкивающую комнату в отделении.
подписка – предыдущая | следующая – пребывание на койке