Аффект

АФФЕКТ

Изложенное выше показывает, что психотерапия еще очень мало изучена. Нам известен ряд факторов, обусловливающих лечебный процесс, но сущность этого процесса нам пока недоступна.

Это, впрочем, вытекает из упомянутых выше статистических исследований. Одна из главных трудностей, возникающих при сравнении различных форм психотерапии, состоит в том, что независимо от факторов, свойственных тому или иному методу, мы должны считаться с факторами, которые определяются авто­рами как «неспецифические» и которые присутствую во всех видах терапии: человеческая теплота, сочувствие, эмпатия, степень доступности терапевта, вера больного в лечение и т. п. Сама зыбкость всех этих терминов показывает, что главная трудность проблемы состоит в определении сущности терапевтического отношения в ряде фундаментальных его аспектов.

Любая психотерапия имеет две стороны, одна из которых интеллектуальная (знания, слово, представле­ние), а другая — эмоциональная (переживаемое аф­фективное отношение). Слово, лишенное аффективного содержания, является, как известно, бесплодным в ди­намике лечения. Говорят, что слово несет в себе аффект… когда оно его несет. Знание аффективной жизни является, следовательно, необходимым, если мы хотим понять психотерапевтический процесс.

Эта проблема встала перед Фрейдом, как только им начал практиковать катартический метод. В самом деле, он обнаружил, что восстановление забытых воспо­минаний оказывает лечебное действие только в том случае, если оно сопровождается эмоциональным отреагированием. Впоследствии, после разработки метода свободных ассоциаций, упор был сделан на роль интерпретации: осознание пациентом значения его симптома должно было повлечь за собой исчезновение последне­го Фрейд, однако, скоро заметил, что эффективность интерпретации зависит от того, как переживается боль­ным в аффективном плане его отношение к аналитику. Именно в связи с этим он и ввел понятие трансфера, переноса.

Но не случайно этот термин остается одним из самых темных в теории психоанализа. И в лечении, и вообще в психической жизни все, что касается проблемы аффекта, нам еще очень плохо известно.

Энергетическая метафора

Колебания, имевшие место в связи с этим вопросом как у самого Фрейда, так и у его последователей, были подытожены Андре Грином в его работе «Живая речь» (1973), а позднее в его докладе на XXX Меж­дународном конгрессе по психоанализу в Иерусалиме (1977). Со своей стороны американский психоаналитик Рэнджелл заявил в ходе симпозиума, посвященного проблеме аффекта: «Мы все еще не имеем полноценной теории аффекта, и, кроме того, не может быть теории аффекта, которая не включала бы как физиологического, так и психоаналитического аспекта» (см. Castelnuovo-Tedesco, 1974).

Термин «аффект» был заимствован Фрейдом из не­мецкой психиатрии. Он охватывал всю область чувств, эмоций, страстей и т. д., традиционно противопостав­ляемую интеллектуальной деятельности.

Это понятие предполагает как количественный ас­пект, так и качественный, что вытекает из нашего непосредственного опыта: можно испытывать различ­ные виды аффектов (гнев, ярость, печаль, радость и т. п.); с другой стороны, эти чувства могут отличаться большей или меньшей интенсивностью.

Понятие количества прямо подводит нас к проблеме психической энергии, лежащей в основе «экономичес­ких» концепций фрейдовской метапсихологии. Это по­нятие неоднократно оспаривалось. Показательным примером может служить дискуссия, имевшая место в 1962 г. в Американском психоаналитическом об­ществе (Modell, 1963). В ходе дискуссии выявились значительные расхождения во взглядах между ее участ­никами, в частности по вопросу о том, правомерно ли уподоблять эту энергию физической энергии. И про­тивники, и сторонники такого уподобления равно могли ссылаться на Фрейда, поскольку он занимал в этом вопросе в разные периоды своей жизни различные позиции. В заключительном выступлении Дэвид Берес подчеркнул, что в этом вопросе все еще царит большая путаница, и закончил свою речь утешительным заме­чанием о том, что «личность со зрелым интеллектом обладает свойством жить в условиях неуверенности» (там же).

Является ли психоанализ терапией? – предыдущая  |  следующая – Энергетическая метафора аффекта

Л. Шерток. Непознанное в психике человека. Содержание.