Второй отчет пациента Мартина
“Меня поместили в городскую больницу из-за камня в почке. Симптомы появились утром, за завтраком, когда я выпил чашку чая. Внезапно начались боли, столь сильные, что я вынужден был встать. В туалете я напрасно ждал облегчения, сначала я думал, что речь идет о вздутии живота. Наконец я пошел к себе в комнату, хозяйка позвала врача. Поскольку моча была с примесью крови, он предположил почечную колику.
В больнице мне каждые 3-5 часов делали обезболивающие уколы. Так продолжалось около трех недель. Одновременно развился тяжелый бронхит. Лечащий врач думал, что камень сам отойдет, и поэтому нет смысла принимать лекарства. Камень, так сказать, катапультируют движения при колике, и, конечно, он не мог сказать точно, когла это произойдет – через несколько дней или недель. В конце концов, это стало невозможно выдерживать. Меня перевели в другую больницу, где меня лечил хороший уролог. Тогда он впервые сделал снимок. Камень застрял в нижней трети мочеточника. Надежда на самопроизвольное отхождение была невелика, поскольку камень находился там уже свыше двух недель. Врач вытащил его петлей. Колики прошли, и через неделю меня выписали. Камень был оксалатом. С тех пор у меня не было почечных симптомов.
Мне было ясно, что этот эпизод был связан с предшествовавшими неделями или месяцами. В это время у меня была связь с женщиной, которая меня сексуально очень устраивала. Но мы уже не встречались так регулярно, к тому же моя студенческая жизнь уже год как закончилась. Отъезд из города, где находился университет, был, собственно, концом наших отношений, но я все еще иногда изредка посещал ее, раз в несколько месяцев. После нашей последней встречи она забеременела. Сначала она думала, что это просто задержка месячных, но потом убедилась, что находится на втором месяце беременности. В это время я сдавал второй выпускной экзамен.
В разговоре по телефону моя подруга была очень тревожна, говорила, что должна, сколько удастся, скрывать беременность от своей матери, с которой жила вместе. В горячности я сказал: «Не лучше ли сделать…», я не договорил, что именно. Она сразу поняла, что я имею в виду, и горько заплакала, сказав, как я могу даже думать об этом. Я сразу же поехал к ней. Она сказала, что брак был бы единственным выходом из положения, но этого я боялся больше всего. Я подумывал об этом, но просто не мог представить себе такой шаг. Она не хотела иметь ребенка вне брака. При этой встрече я сказал лишь, что позабочусь о враче. Приехав домой, я сразу позвонил и сказал, что не могу согласиться на сохранение беременности. Она была в отчаянии и говорила, что я не должен бросать ее в таком положении. Хотя я твердо решил способствовать аборту, после этого разговора я вновь заколебался. Чтобы «разъяснить» положение, я снова поехал к ней. Эти поездки на автомобиле по забитым шоссе были просто убийственными. Я проводил практически все время в машине, мотаясь взад-вперед к ней и на работу, на которую я только что устроился. Она настаивала на браке. В это время что- то во мне умерло. После всех этих колебаний я решил и не способствовать аборту, и не жениться. Мы договорились, что после родов она переедет ко мне: об этом у меня были наивные представления. Я думал или отдать ребенка моей матери, или быстро жениться на другой женщине, с которой меня связывала бы не только сексу альность. После отчаянного сопротивления, моя мать изъявила свою готовность к этому. Подруга тоже согласилась отдать ребенка, и внешне все казалось в порядке. Я несколько раз был у нее после этого, это было трудно, поскольку она не хотела меня видеть. Когда я звонил, она сразу вешала трубку. Но я узнал, что она обратилась к врачу, который делал ей какие-то уколы для прерывания беременности. Опять потянулись недели. Уколы не возымели действия. От постоянного напряжения я был совершенно измотан, появилось даже какое-то безразличие. Я долго ничего не слышал о ней, пока не удалось неожиданно встретиться у места ее работы. Ничего не изменилось. Она хотела отдать мне ребенка после родов. Я спросил, как она себя чувствует. У меня было сильное чувство вины, и я надеялся узнать, что с ней. От уколов у нее была сильная слабость. Она была бледной и растерянной. Потом ее госпитализировали. Там ее готовили к операции, она испытывала ужасные боли. Позже она рассказала, что даже не заметила, как произошел выкидыш. Плод длиной в 7 сантиметров оказался в унитазе, и она его просто смыла.
Я воспроизвел на себе то, что вытерпела моя подруга. Мы, должно быть, сильно отождествляли себя друг с другом. Потому что мой камень в почке и вызванное им кровотечение появились в тот же день, когда с ней случился выкидыш с кровотечением. Об этом я узнал много позже. Рассказала мне об этом мать, когда я все еще лежал в больнице, камня уже не было, и колики прошли. Целых четыре месяца мы провели в тревоге из-за неясности наших отношений.”
В этом рассказе отчетливо виден сильный бессознательный страх идентичности пациента, отражаемый психосоматическим заболеванием. Тревога сопровождала окончание учебы и экзамен, сделавший его учителем, поскольку он чувствовал свое несоответствие профессиональным требованиям и с неохотой покидал защищенную обстановку университета. Беременность подруги непосредственно усилила страх идентичности в отношениях с женщинами. Из-за чрезмерной враждебности матери к сексуальной стороне жизни он страдал от расхождения между своими сексуальными потребностями и стремлением к нежности и эмоциональному контакту. Подруга, с которой он познакомился во время учебы в другом городе, была его «постельной» партнершей. Ее требование жениться на ней означало, что он должен окончательно отказаться от желания иметь отношения, содержащие нечто большее, чем отщепленную от остальных зон личности сексуальность. Представление о том, что он бросает подругу с ребенком, постоянные упреки в неверности и ненадежности мобилизовали сильное чувство вины, усугубляемое отчаянием и упреками, которыми подруга реагировала на его предложение сделать аборт.
В этой ситуации пациент обратился к своей матери, чтобы она помогла ему избежать как брака с нелюбимой подругой, так и упрека в неверности и бесчеловечном обращении с ребенком. Одновременно он реагировал психосоматическим заболеванием. Его почечнокаменная болезнь представляется попыткой, так сказать, взять на себя рождение ребенка, угрожающего разрушить хрупкое равновесие его жизни, и вынести свой конфликт идентичности в форме соматического заболевания. Сопутствующий бронхит реактивирует форму патологии, которая в детстве служила ему средством заставить подавляющую и требовательную мать ухаживать за ним в больнице. Таким образом, он пытается избежать отграничения и определения своей идентичности в ролях учителя, мужа и отца.
Деструктивная динамика этой психологической защиты, проявляющаяся как бронхит в рассказе пациента, еще раз видна в связи с кризисом идентичности, предшествующим его почечному заболеванию. Пациент говорит, что в ответ на требование подруги в нем «что-то умерло» – замечание, которое, с моей точки зрения, выражает психодинамику саморазрушительного отщепления его бессознательного страха идентичности. Через два года он начал психотерапию в группе, не выдержав страха одиночества.
Пациенту Мартину, краткая история болезни которого здесь представлена, удалось с помощью психосоматического заболевания сначала компенсировать нарциссический дефицит, приобретенный в отношениях с постоянно контролирующей и чрезмерно требовательной матерью, а позже спрятать архаический страх идентичности за фасадом отщепленной социально успешной интеллектуальности. Он был нелюбимым ребенком, изуродованным кожными высыпаниями и очками, которые раздражали мать. Ему мешали одышка и постоянные простуды. Трудности в учебе, страх перед материнской муштрой делали его беспомощным. Когда он начал лечение, он был толстым, расплывшимся, с недифференцированным, гипомимичным, тупо преданным выражением лица. Он все же успешно закончил университет и внешне хорошо справлялся с работой. Его письменный стол был, как он говорил, его крепостью, где он, хоть и страдал от одиночества, но чувствовал себя в некоторой безопасности.
Первый отчет пациента Мартина – предыдущая | следующая – Неразрешенный конфликт идентичности матери
Психосоматическая терапия. Оглавление