ГЛАВА 3
Включение группового процесса в научные исследования и терапию
Психосоматическое заболевание как выражение межличностной патологии Я и группы
О помощью историй болезни и хода лечения, излагавшихся в предшествующих разделах, я пытался на репрезентативных примерах отразить клинический опыт, который послужил основой этой книги и который формирует мои концепции. При этом я прежде всего стремился отчетливо показать психодинамические связи между индивидуальным болезненным процессом и патологией группы, членом которой был или является больной. Эта связь, которая пока исследовалась на примере психотически реагирующих пациентов (здесь в первую очередь следует привести исследования Bateson et al. (1969) и М. В. Cohen et al. (1954)), с моей точки зрения, также имеет решающее значение для генеза и динамики психосоматических заболеваний.
Во всех примерах мы находим, что первичная родительская группа пациентов разорвана бессознательным напряжением, члены ее удерживаются вместе насильно. Группа ригидно изолирована от окружающей социальной среды жесткой гипернормативностью относительно требований общества. Во всех случаях первичная группа не справляется со своей решающей для успешного развития ребенка задачей обеспечения для него «facilitating environment» с помощью отграничения и защиты. Вместо этого мы обнаруживаем, что пациенты уже в самом реннем детстве служат родителям, в особенности матери, инструментом поддержания собственного психического равновесия. Во всех случаях ребенку отказывают в праве на отграничение собственной идентичности. Интернализация этого неосознаваемого запрета идентичности матерью и первичной группой предстает как психодинамический центр психосоматического заболевания.
Пример пациентки Мери, поступившей в клинику с желчнокаменной болезнью, хорошо иллюстрирует функцию психосоматического заболевания. Оно является выражением саморазрушающей заместительной идентичности, за которой скрывается непрожитая, мертвая жизнь. Пример пациента Боба, реагирующего на оперативное устранение психосоматического симптома субпсихотической дезинтеграцией, иллюстрирует защитный характер психосоматического заболевания, символически представляющего собой крик о помощи нелюбимого ребенка, воспринимаемого матерью как «позорное пятно». Патогенная динамика затянувшегося симбиоза выступает в примере пациентки Беаты, не способной отделиться от матери. Непрожитая жизнь пациентки стала содержанием жизни матери. Болезнь пациентки служит матери прямой компенсацией собственной несостоявшейся жизни, больная является внешним носителем симптомов матери. Сходную динамику показывает пример пациентки Ютты, в деталях повторяющей в своих психосоматически морбогенных отношениях со своей маленькой дочерью интернализованные деструктивно-симбиотические отношения с матерью.
Групподинамический аспект генеза психосоматического симптоматического поведения особенно отчетливо выступает на примере пациентки Анны. Ее генерализованное психосоматическое расстройство в форме общих нарушений моторики и зрения позволяет увидеть тесную взаимосвязь психодинамики суицидального поведения, паранойяльно-психотической реакции и психосоматического заболевания. Реакцией на архаическую диффузность идентичности является психосоматическое заболевание пациента Удо. Деструктивная динамика семейной группы, закрытой для коммуникации внутри и снаружи, выступает на этом примере особенно отчетливо. Все братья пациента реагируют тяжелыми психическими расстройствами в форме психосоматических и психотических заболеваний, а также антисоциального поведения. Тесную психодинамическую взаимосвязь сексуальной перверсии и психосоматического заболевания документируют примеры пациентов Бруно, Йёрна и Эберхарда. На примере пациента Бруно можно также видеть связь психосоматической симптоматики с паранойяльно-психотической реакцией и поведенческим отреагированием в группе. Бросающиеся в глаза параллели с сексуально-перверсным фетишистским поведением в примере пациента Йёрна иллюстрируют особую функцию замещающего объекта, выполняемую организмом психосоматически больного. Центральное значение интернализованной деструктивной агрессии в связи с психосоматическим и сексуально-перверсным поведением продемонстрировал пример пациента Эберхарда. Наконец, пример братьев Георга и Мартина позволяет понять психосоматическую и психотическую реакцию как отражение бессознательного конфликта идентичности, отреагированного матерью в отношениях с сыновьями. Различие в симптоматическом поведении братьев является прямым выражением расщепления материнского Я.
Последний пример психосоматической цепной реакции в терапевтической группе, являвшейся проявлением неудавшейся попытки психологической защиты от бессознательного страха расставания, показал, как на уровне бессознательного групподинамического процесса может предстать центральная конфликтная ситуация, лежащая в основе генеза психосоматического заболевания и определяющая динамику психосоматического симптоматического поведения. Я имею в виду воспринимаемый как угрозу для жизни страх расставания, которым развивающийся ребенок реагирует на расставание с преэдипальной матерью и на непонимание с ее стороны.
В этом смысле можно сказать, что психосоматическое заболевание, как и другие формы архаических заболеваний Я, с которыми оно преимущественно связано, следует понимать как дефицитарное заболевание. Оно говорит о том, что пациент в самом раннем детстве не получил со стороны матери жизненно важного нарциссического подкрепления в форме эмоционального и тактильного контакта в достаточной степени, и поэтому приобрел структурный нарциссический дефицит уже в фазе развития соматического Я, делающий невозможным отграничение от матери и первичной группы, а также шаги к переживанию и реализации собственной идентичности. Психодинамика «поражения» по Энгелу и Шмалю (1967), характерная для возникновения каждого тяжелого органического заболевания, восходит к самым ранним ситуациям развития психосоматического больного. Она определяет опыт познания себя и окружающего мира в форме интернализованного, отщепленного и проявляющегося в симптоматическом поведении страха расставания и идентичности. Психосоматический больной, выражая бессознательные конфликты всей группы, выполняет важную функцию поддержания ее гомеостаза. Он необходим для ее сохранения.
Кризисная ситуация – предыдущая | следующая – Систематическое вовлечение группы
Психосоматическая терапия. Оглавление