Психотерапия (продолжение)

Виды психотерапии. В подростковом возрасте применимы все виды психотерапии, практикуемые у взрослых.

Индивидуальная психотерапия чаще всего прово­дится в виде бесед («рациональная психотерапия»), во время которых подростку в ненавязчивой форме, с привлечением при­меров из жизни других больных, разъясняются причины его поступков, оплошности, ошибки, слабые и сильные стороны характера. При этом подросток либо постепенно наводится на правильное решение, на перестройку своих отношений — так, чтобы у него у самого осталось впечатление, что такое решение он принял сам (недирективная рациональная психотерапия), либо при хорошем контакте и доверии и при жажде подростка получить совет психотерапевт прямо, даже используя элементы внушения, диктует это решение подростку (директивная ра­циональная психотерапия). Индивидуальная психотерапия обыч­но предшествует всем другим видам психотерапии — групповой, семейной и др. К индивидуальной психотерапии в широком смысле могут быть отнесены также суггестия, обучение ауто­тренингу и другие методы, если они используются в индивидуальном порядке.

Групповая психотерапия опять же в широком смысле слова включает все методы и приемы психотерапии, проводимые в группе (групповой гипноз, групповой аутотренинг и др.). При более узком понимании этого термина к групповой психотерапии относят групповую дискуссию и некоторые формы групповой невербальной психотерапии.

Темой для дискуссий выбираются актуальные для подрост­ков проблемы — отношение к родным, выбор жизненного пути, отношения с товарищами, способы преодоления трудностей и т. п. Наиболее приемлемым для подростков является метод «анонимного обсуждения» [Либих С. С., 1974 —дит. по «Руко­водство по психотерапии…», 1979]. В таких случаях история жизни, поступки и решения какого-либо отсутствующего и неизве­стного членам группы подростка или остающегося анонимным его участника, рассказанная психотерапевтом или одним из участников группы, становится предметом обсуждения, в ходе которого выявляются и взаимно корригируются неправильные отношения.

Групповая психотерапия в подростковом возрасте является весьма брутальным и трудно проводимым видом психотерапии. Учитывая свойственную подросткам реакцию группирования, она оказывается эффективной, если подростки сплочены в нефор­мальную группу и если с настоящим, неформальным лидером группы у психотерапевта установлен хороший контакт. Спонтан­ные неформальные группы подростков нередко активно противо­стоят психотерапевту, и их использование в лечебных целях бы­вает крайне затруднено. С другой стороны, даже в эффективно функционирующих группах отдельные подростки могут неожидан­но подвергаться отрицательным психогенным воздействиям (по­чувствовать себя в чем-то униженными, осмеянными, отринутыми, в невыгодном положении перед другими и т. п.), сгладить, кото­рые впоследствии бывает очень нелегко.

Более щадящими являются невербальные групповые методы (психогимнастика и др.), а также «отвлекающие» дискуссии — обсуждение распространенных хобби, подростковых кумиров моды и т. п.

Семейная психотерапия является одним из главных методов в подростковой психиатрии, так как основным источ­ником психогений у подростков большей частью является семья.

Семейная психотерапия у подростков складывается из ряда этапов [Эйдемиллер Э. Г., 1978]

1. Семейный диагноз по J. Howells [Modern perspectives. ., 1971] включает определение типа семьи, особенностей внутри­семейных отношений, выявление конфронтации между членами семьи, семейных конфликтов, выяснение роли каждого члена семьи, его отношения к подростку и подростка к нему. Важнейшим здесь является установление типа семьи и особенностей взаимной оценки характера. Чем менее гармоничной является семья, тем хуже ее члены представляют себе характер подростка и тем менее адекватные требования к нему предъявляются. Чем более выражена патология характера у самого подростка, тем хуже он оценивает особенности характера у отца и матери, тем меньше понимает их отношение к нему и тем труднее адапти­руется в семье. Типы негармоничных семей и типы неправиль­ного воспитания, определение которых составляет существенную часть «семейного диагноза», представлены в гл III.

2. Реконструктивный период состоит в перестройке внутри­семейных отношений, в разрешении семейных конфликтов. В слу­чаях распадающейся или распавшейся семьи реконструкцию заменяет поиск путей адаптации к новым условиям жизни.

3. Поддерживающая семейная психотерапия проводится обычно в случаях затяжных психических расстройств у подрост­ков, а также при относительной и нестойкой реконструкции отношений в семье в случаях новых критических ситуаций.

Семейная психотерапия начинается с индивидуальных бесед с каждым членом семьи [Эйдемиллер Э- Г., 1978; Щедренко В. t ., Муринец Г, М„ 1978]. По мере установления семейного диагноза, сближения позиций отдельных членов семьи, выявления перспек­тив реконструкции можно перейти к промежуточным этапам — беседам с парами наиболее близких членов семьи, включению отдельных членов в группы родителей из разных семей и т. п. Решающим этапом является заключительная часть, проводимая со всей семьей в целом. В остальном методы семейной психотера­пии не отличаются от тех, которые используются при кризисных ситуациях у взрослых [Мягер В. К., Мишина Т. М., 1973; Руковод­ство по психотерапии…, 1979].

психотерапевтические методы – предыдущая | следующая – психотерапевтические механизмы

Подростковая психиатрия. Содержание.