canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психотерапевтические методы и их применение. Использование психотерапевтических методов.

Шоковая терапия в подростковой психиатрии

Инсулиношоковое лечение. С появлением психотропных средств этот вид терапии стал, методом выбора в лечении прогредиентной шизофрении в старшем и среднем подростковом возрасте. У младших подростков всегда ограничивались субшоковой терапией.

Наибольшего эффекта можно ожидать при небольшой дав­ности заболевания (не более года) прогредиентной шизофренией с картиной острого полиморфного или галлюцинаторно-параноидного синдромов. В этих случаях инсулиношоковое лечение лучше осуществлять до лечения антипсихотическими нейролептиками. Иногда значительного улучшения удается достичь и при простой форме, и при неврозоподобной вялоте­кущей шизофрении.

Противопоказаниями служат кататоно-гебефренический син­дром при прогредиентной шизофрении и психопатоподобная форма вялотекущей шизофрении. В этих случаях не только не достигается эффекта, но нередко наступает ухудшение.

Методика лечения и противопоказания те же, что и у взрос­лых [Личко А. Е. , 1970].

Электрошоковое лечение. В возрасте до 16 лет электрошоки в нашей стране не применяются. У старших подростков этот метод лечения может быть использован в исключительных слу­чаях. К электрошоку приходится прибегать по жизненным показа­ниям при гипертоксическом синдроме („delirium acutum”) в слу­чаях острой шизофрении, а также при отсутствии эффекта от других способов лечения при кататоно-гебефреническом синдроме и при крайне тяжелых и очень мучительных (доводящих до суицид­ных мыслей) обсессиях при неврозоподобной шизофрении. Элек­трошок предлагается также как прием для преодоления рези­стентности к психотропным средствам при хроническом течении прогредиентной шизофрении.

Методика и противопоказания не отличаются от общеизвест­ных у взрослых. [Биологическая терапия…, 1975; Авруцкий Г. Я., Недува А. А., 1981].

Атропиношоковое лечение. В последние годы этот метод получил распространение. Методика его проведения у подрост­ков 12—16 лет описана Р. А. Харитоновым, Е. Л. Шелкуновым и В. В. Пушковым (1977) как способ лечения «холинолитическими комами». Этот метод наиболее показан при хроническом, не поддающемся другим видам лечения, галлюцинаторно-параноидном синдроме в случае прогредиентной шизофрении, а также при упорном и резистентном к лечению другими средствами обсессивиом и ипохондрическом синдроме при неврозоподоб­ной вялотекущей шизофрении. Данный вид терапии хорошо переносится подростками.

Противопоказаниями служат соматические заболевания (бо­лезни сердца, легких, печени, почек, а также язвенная и гиперто­ническая болезнь).

Лечение по упомянутой методике Р. А. Харитонова состоит в следующем. Утром после премедикации (50 мг аминазина внутримышечно) вводится 50 мг скополамина и 200 мг атропина (в виде 5 % растворов внутримышечно). Меньшие дозы вызывают не кому, а тяжелый делирий с возбуждением и поэтому их применять крайне нежелательно. При указанных дозах кома наступает через 3—10 мин. Если кома не возникла, то в дальнейшем дозу скополамина можно удвоить, а дозу атропина даже утроить Для купирования комы через 3 ч трехкратно с паузой в 20—30 мин вводится по 30 мг салицилата эзерина (0,5 % раствор внутримышечно) , что всегда приводит больного в сознание. Курс тече­ния составляет 10-30 ком. Серьезных осложнений не описано.

 

Писхотерапия

Повседневная психотерапевтическая работа и психотерапия как специальный метод лечения. Психотерапевтическая настроен­ность не должна покидать подросткового психиатра во время всех бесед с подростком и его осмотров, обходов и консуль­тации и встреч с родственниками. Поэтому каждый подростковый психиатр должен обладать определенными навыками психотерапии — умением вступать в контакт, вызывать доверие располагать к себе, сохраняя при этом чувство дистанции и всег­да избегая фамильярности, уметь заставлять слушать себя и быть восприимчивым к возражениям, а также проявлять адек­ватное сопереживание при эмоциональном отреагировании и уметь добиваться этого отреагирования, когда оно необходимо.

По специальным показаниям отдельные психотерапевтиче­ские приемы могут применяться как особые методы лечения. Практикующий эти методы врач должен пройти специальную подготовку для овладения каждым из этих методов под руковод­ством более опытных коллег. Самостоятельное овладение специальными психотерапевтическими методами на основании только знакомства с научной литературой возможно, но требует боль­шой настойчивости и упорства, и такой путь неизбежно сопряжен с рядом тягостных ошибок и болезненных неудач. Хорошее владение врачом психотерапевтическим методом является первым условием его эффективности.

Особенности психотерапии у подростков. Использование психотерапевтических методов у подростков имеет существенные отличия от такового и у взрослых, и у детей.

В отличие от ребенка, подросток обязательно сам должен принять решение лечиться. Он также имеет право по своему решению прервать психотерапевтическое лечение (психотерапев­тические беседы с врачом, участие в групповой психотерапии). Здесь врач может лишь убеждать, но не принуждать.

В отношении подростка психотерапевт не может соблюдать позицию нейтрального лица, обычно принятую при психотерапии у взрослых. Подросток всегда требует сопереживания. Однако нельзя идти на поводу ни у самого подростка, ни, что чаще встречается, у его родителей. При надобности психотерапевт должен быть способен в какой-то степени в психологическом отношении «заменить» подростку родителей, не боясь этого и не страшась их ревности, и лишь постепенно по мере успеха психо­терапии передавать приобретенную роль родителям. Наконец, психотерапию у подростков, как правило, следует не ограничивать каким-либо одним методом, а в зависимости от ситуации быстро и гибко переходить от одного метода к другому или сочетать их.

Необходимо постоянно учитывать психологические особен­ности подросткового возраста — реакцию эмансипации, группиро­вания со сверстниками и др.

Реакция эмансипации легко переключается с родителей на врача, который может в глазах подростка предстать как огра­ничитель его свободы, контролер его поступков, навязывающий свои решения. Подросток с первого момента должен чувство­вать, что врач видит в нем равноправного партнера, ищет черты взрослого, относится как к личности с правом на определенную самостоятельность. При выраженной реакции эмансипации надо избегать директивного тона.

Реакция группирования, особая значимость для подростка отношения к нему сверстников позволяют использовать прием опосредованной психотерапии. Для этого необходимо установить контакт с наиболее значимым для подростка приятелем и при­влечь его в качестве союзника в процессе психотерапии. Те же самые слова из уст такого приятеля оказываются гораздо более действенными, чем услышанное от врача. Подобная договорен­ность не должна быть тайной для подростка, проходящего психо­терапию, его приятель должен открыто выступать в качестве участника обсуждений и советчика.

Реакция увлечения прежде всего может послужить ключом для установления контакта. На этой же реакции базируется осо­бый вид психотерапии — «хобби-терапия» [Скроцкий Ю. А., 1978]. При этом речь идет не только и даже не столько о сов­местных занятиях двух или более подростков каким-либо увлече­нием. Гораздо большее значение имеет откровенная беседа с психотерапевтом об этих увлечениях, раскрывающая интересы, планы, надежды, затруднения, мотивы, толкнувшие на увлечение.

Сексуальные проблемы самого подростка должны быть в ос­новном предметом индивидуальной «разъясняющей» психо­терапии.

психостимуляторы – предыдущая | следующая – виды психотерапии

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

Яндекс.Метрика