canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Процесс усвоения языка человека. Рационалистический подход в усвоении языка.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Хомский отвергает эмпиризм по следующим основаниям.

  1. Методы и средства структурной лингвистики ничего не могут сказать о глубинной структуре языка, они действуют только в сфере поверхностной структуры.
  2. Индуктивные процессы неосуществимы из-за значитель­ных временных ограничений. Н. Хомский предполагает (хотя прямо об этом не пишет), что процесс усвоения языка завер­шается к четырем годам [Menyuk 1969]. При таком ограни­ченном времени усвоение основных грамматических явлений родного языка не может быть результатом индуктивного про­цесса.
  3. Однородность результатов усвоения языка (каждый ре­бенок, принадлежащий к данному языковому коллективу, усваи­вает один и тот же язык) свидетельствует, как считает Н. Хомский, против действия индуктивных процессов.
  4. Признание индуктивности лишило бы процесс усвоения языка и формирования языковой способности творческого на­чала.
  5. В языке как системе грамматических правил существует так называемый принцип цикличности [Chomsky 1968]. Этот абстрактный принцип не может быть усвоен только индуктив­ным путем. Н. Хомский в связи с этим утверждает, что язык — высокоорганизованная система абстрактных правил, о которой физические знаки (наблюдаемые речевые высказывания) ничего или почти ничего не говорят. Отсюда можно понять, почему Н. Хомский называет эмпирический подход «бесплодным», «не­адекватным» и «неинформативным». Эмпиризм в модели самого Н. Хомского получает право на существование только примени­тельно к исследованию той фазы, когда ребенок уже построил гипотезу о природе языка и контролирует эту гипотезу в свете данных, получаемых им в результате опыта. Однако в построе­нии гипотезы опыт, по мнению Н. Хомского, не участвует.

Из изложенного ясно, что Н. Хомский предпочитает в изуче­нии языковой способности и речевого развития «рационалистиче­ский подход». Последний, в его представлении, содержит, по­мимо основ рационалистической философии и психологии XVII в. (в первую очередь Декарта), генеративную граммати­ку самого Н. Хомского, лингвистические идеи В. Гумбольдта («активный рационализм»), учение о разновидностях интеллек­та Хуана Гуарта [Курманбаев, 1975].

Сущность рационалистического подхода в усвоении языка и развитии языковой способности можно изложить следующим образом: 1) помимо периферийных рецепторов, мы имеем врож­денные идеи, принципы; эти идеи дают форму приобретаемым знаниям; таким образом, знание оказывается не результатом опыта, а скорее предпосылкой для него; 2) врожденные идеи образуют особую схему, и эта схема определяет характер на­личного и приобретаемого знания (ср. классический пример Декарта с узнаванием треугольника); 3) роль опыта состоит в том, что он приводит в движение систему схем.

Действие врожденных принципов определяется некими внутренними силами. По этому поводу нельзя не вспомнить положение В. Гумбольдта о том, что язык не усваивается, ему не обучаются, что необходимо творить такие внешние условия, в которых внутренние принципы могли бы проявиться самостоя­тельно и развиваться. Врожденные идеи и принципы определя­ют и характер операций над языковым материалом.

Однако Н. Хомский не дает ответа на вопрос о том, может ли человек, если врожденные принципы имеют место в языковой способности, усвоить такую знаковую систему, которая резко отличается от организации языка. Таким образом, рационалистическая трактовка процесса речевого развития не видит в 176 языковой способности ничего большего, чем материализацию врожденных способностей, причем материализация этих спо­собностей управляется внутренними факторами. По мнению* Н. Хомского, рационалистический подход устраняет трудности, определяемые эмпирическим подходом к проблеме речевого развития.

Как же Н. Хомский строит модель языковой способности и как он связывает врожденные знания (идеи) с усвоением языка?

Саму языковую способность он в разных местах трактует по-разному. По удачному определению Дж. Грин, эти трактов­ки можно назвать «слабой» и «сильной». В соответствии со «слабым» определением, грамматика должна представлять со­бой оптимальное описание языковой активности. С точки зре­ния Хомского, такая грамматика должна включать в себя на­бор правил, способных породить все возможные в данном языке предложения, а также структурные описания, соответствующие интуитивным представлениям носителя языка о грамматиче­ских отношениях. Согласно «сильной» трактовке языковой спо­собности, «грамматические правила как бы существуют в со­знании говорящего и создают основу для понимания им языко­вых отношений» [Грин 1976, 224]. В соответствии с этим утверждением, «человек, овладевший языком, овладел и систе­мой правил, при помощи которых он соотносит определенным образом звук и значение» [Chomsky 1970, 184].

Таким образом, по Н. Хомскому, усвоение языка — это усвоение системы определенных правил, управляющих языко­вым поведением. Данные частные правила входят в систему более общих правил, которые, в свою очередь, принадлежат универсальной грамматике. Универсальной же грамматика яв­ляется потому, что она — врожденное свойство человеческого мышления. Н. Хомский выделяет такие «объекты», как субстан­циальные универсалии (например, определение таких понятий,, как «глагол», «существительное», независимо от конкретного языка). Универсальными, т. е. врожденными, по Н. Хомскому,. являются и сами трансформационные правила, превращающие глубинные структуры в поверхностные, и их применение, на­пример применение принципа цикличности в фонетике и синтак­сисе.

Таким образом выстраивается модель некоей врожденной схемы, которая является универсальной (не исключает каких- либо черт, предполагающих овладение определенным языком). Эта схема и способствует приобретению ребенком языковой компетенции. Последняя понимается как знание грамматики определенного языка, данное в форме знаний определенных частных правил. Наконец, по мнению Н. Хомского, языковая компетенция практически не может быть изучена с помощью наблюдения, ибо между компетенцией и ее реализацией нет ве­роятностного отношения.

Критика бихевиоризма – предыдущая | следующая – Языковое развитие

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика