С особым драматизмом проявилась психосоматическая реакция в связи со сменой психотерапевта у 29-летней пациентки Хельги, почтовой служащей, которая уже до этого часто бывала лидером в группе и сейчас взяла на себя эту роль. Сразу после последнего перед отъездом терапевта занятия она перенесла на работе коллаптоидное состояние, в связи с чем была госпитализирована. Все коллеги отнеслись к этому с дружеским участием. На следующем занятии, первом, проводимом новым психотерапевтом, она выразила свой гнев по поводу того, что прежний психотерапевт ее покинула и предала. До последнего момента она не хотела верить в то, что терапевт действительно оставит группу, и воспринимала свой обморок как призыв не уезжать, а вместо этого заботиться о ней.
В этой связи она вспомнила о своей матери, которая проявляла к ней внимание лишь во время болезней. В остальном же мать, которую пациентка описывает как депрессивную, занималась главным образом своими собственными чувствами. Она часто жаловалась дочери на свою несчастную и неудавшуюся жизнь и доводила ее до слез грустными песнями. Амбивалентность ее отношения к дочери отчетливо проявилась, когда однажды она высунула ее, пятилетнюю, из окна пятого этажа, говоря при этом: «Я могла бы тебя выбросить, но не делаю этого, потому что люблю тебя».
В детстве пациентка часто болела. С пубертатного периода она страдала приступами мигрени и хроническим нефритом. С начала профессионального обучения стали появляться сосудистые нарушения, связанные с перемежающимися ощущениями жара и холода, головными болями. Частыми были бытовые травмы. На окончание курса индивидуальной терапии в 150 сеансов она отреагировала несчастным случаем, сильно ошпарившись кипятком.
На втором занятии, проводимом замещавшим терапевтом, пациентка рассказала об агрессивной ссоре с матерью, которую она упрекала в плохом отношении к себе, что в особенности осознала со времени последнего группового занятия. В ответ на это мать надавала ей пощечин. Пациентка сказала, что теперь окончательно поняла, кем в действительности является мать, и что она без сожаления намерена разъехаться с ней. Группа поддержала ее в этом открытом споре, но испытывала при этом сильную тревогу. Некоторые пациенты боялись, что должны сделать то же самое, при этом окончательно потеряв внимание со стороны своих матерей.
На следующем занятии пациентка появилась с обширной экземой верхней губы, уродовавшей все лицо. Она говорила о сильном чувстве вины перед матерью, извинившейся перед ней за побои. Перед группой она испытывала страх, опасаясь быть отвергнутой из-за экземы. В этой связи она рассказала о следующем сне. Она ехала в поезде. Между поездом и перроном находилась черная вода. Ей удалось спрыгнуть с поезда и добраться до камня, лежавшего ниже уровня воды. Вода была столь глубока, что она могла утонуть. Тут неожиданно появилась на перроне дружелюбная женщина, которая бросила ей канат и спасла ее.
Проведенный с помощью ассоциаций пациентки анализ сна осветил ее проблемную ситуацию, в которой она воспринимала уход терапевта как опасность для жизни. Прыжок из движущегося поезда представал изображением ее поведенческой реакции, которой она пыталась защититься от деструктивной агрессии к группе и психотерапевту. Одновременно во сне проявилось то, что пациентка могла принять помощь замещавшего психотерапевта, которую она узнала в дружественной незнакомке из сна.
На следующем занятии пациентка была впервые в состоянии вербализовать свою сильную агрессию к группе. Она упрекала группу в том, что все время должна говорить за других, что от нее многого требуют, что ее загнали в роль матери, которая ей вовсе не нужна. Ей неприятно, что ее постоянно используют как «мусорную свалку» проблем других членов группы. В проработке ее эмоционально выражаемых упреков стало ясно, что она воспринимает в переносе терапевтическую группу как мать, которая требовала от нее возмещения за свою неудавшуюся жизнь и до сих пор ежедневно звонила ей, чтобы пожаловаться на свои заботы, несчастья и болезни. После проработки этой динамики переноса состояние пациентки значительно улучшилось. Она чувствовала себя хорошо, впервые за долгое время позволила себе слушать много музыки и проявляла интерес к окружающим. Психосоматическая симптоматика также смягчилась.
Психосоматические реакции пациентов – предыдущая | следующая – Кризисная ситуация
Психосоматическая терапия. Оглавление