5.2. Факторы, имеющие экспертное значение при психолого-психиатрической экспертизе родителя, проживающего отдельно

1) Наличие у родителя психического расстройства, пред­ставляющего опасность для ребенка в случае оставления ребен­ка с этим родителем.

Так, экспертиза в отношении подэкспертного О., страдающего параноидной непрерывнотекущей шизофренией, была назна­чена по иску об ограничении его родительских прав в отно­шении несовершеннолетнего ребенка. Комиссией экспертов было дано заключение, что по своему психическому состоя­нию (сохраняющаяся актуальность психотических пережива­ний с вовлечением в них членов семьи и ребенка, склонность к обусловленным болезненными переживаниями агрессивным действиям, выраженные нарушения критических функций) подэкспертный в настоящее время представляет опасность для своего несовершеннолетнего сына, не может осуществлять родительские обязанности по его воспитанию.

Следует учитывать, что, согласно результатам зарубежных исследований, некоторые патопсихологические особенности родителя, проживающего отдельно от ребенка, не оказывают столь выраженного влияния на психическое и психологическое состояние ребенка, как патопсихологические особенности ро­дителя, с которым ребенок проживает. Так, согласно некото­рым данным, ребенок выигрывает от частых регулярных кон­тактов с родителем, проживающим отдельно, даже если этот родитель дезадаптирован или личностно незрел (Hetherington, Сох М., Сох R., 1982). При позитивных отношениях с отдельно проживающим отцом, страдающим депрессией, эмоциональ­ное расстройство отца не оказывало на детей негативного вли­яния (Thomas, Forehand, 1991). В то же время существует группа расстройств, при которых особенно часто встречаются случаи недопустимого обращения с ребенком и наиболее вероятно установление опасности родителя для несовершеннолетнего. Наиболее значимы из них непсихотические формы органиче­ского психического расстройства, личностные расстройства с зависимостью от психоактивных веществ, параноидная форма шизофрении с бредовыми идеями, распространяющимися на детей, с психопатологическими бредовыми переживаниями религиозного содержания или с выраженным эмоционально- волевым шизофреническим дефектом (Харитонова, Королева, 2009).

2) Индивидуально-психологические особенности родителя. При оценке возможного негативного влияния индивидуально- психологических особенностей родителя, проживающего от­дельно, на ребенка следует учитывать, что дети, у которых сфор­мированы позитивные отношения с отдельно проживающим родителем, выигрывают от сохранения контактов с ним. Таким образом, даже выраженные индивидуально-психологические особенности отдельно проживающего родителя, которые могут при совместном с ребенком проживании оказывать негативное влияние на его психическое состояние и развитие, как правило, не оказывают выраженного негативного влияния при эпизоди­ческом общении.

 

Характерным примером является экспертиза со встречными исками отца и матери. Гражданское дело было возбуждено по исковому заявлению отца об определении порядка обще­ния с ребенком шести лет. Мать мальчика, в свою очередь, обратилась в суд с иском об ограничении родительских прав отца, указывая, что у него бывают приступы гнева; в период совместной жизни он неоднократно избивал ее, в том числе на глазах у ребенка; после визитов отца ребенок становился возбужденным, не мог заснуть, в связи с чем они обращались к невропатологу. При судебно-экспертном обследовании отца признаков психического расстройства выявлено не было. В бе­седе держался с переоценкой собственной личности, стремил­ся доминировать в разговоре, был недостаточно чувствителен к реакциям собеседника. Обращала внимание некоторая ажи- тированность обследуемого, недостаточный учет им общего контекста и объективных требований ситуации, сниженный интеллектуально-волевой контроль высказываний и недо­статочная критичность в отношении собственной личности в целом. Суждения отличались многословностью, обстоятельно­стью, тенденцией к резонерству. Так, при расспросе о семей­ной ситуации заявлял, что его случай «есть частное проявление влияния тотальной феминизации современного общества», яв­ляется следствием «нарушения традиционного полоролевого распределения функций в социуме, захвата женщинами власти и их сговора с целью подчинения себе мужчин», поэтому они стремятся изолировать мужчин от процесса воспитания детей. Излагал теорию, согласно которой после 5-летного возраста дети, и особенно мальчики, должны больше времени прово­дить с отцом, чем с матерью, при этом ссылался на традиционный уклад первобытного общества. При расспросах о сыне с воодушевлением описывал его внешнее сходство с собой, которое, по его мнению, распространяется также на характер и манеру поведения. Заявлял, что при общении с отцом «ребе­нок вырастет мужчиной, а не женщиной», «ребенок без отца — это подкаблучник». Говорил, что, общаясь с ним, сын многому научится, будет «непотопляемым», «никогда не пропадет», он должен передать сыну то, чему его научили предки. На фоне де­кларации обследуемым своей привязанности к сыну выступа­ла склонность к восприятию ребенка на основании проекции на него собственных субъективных ожиданий и представлений при недостаточном учете реальных личностных особенностей и возрастных потребностей ребенка. Было дано заключение, что свойственная подэкспертному склонность к восприятию ребенка на основании спроецированных на него собственных субъективных ожиданий и представлений, с недостаточным учетом реальных личностных особенностей и возрастных по­требностей ребенка при в целом характерных для подэксперт­ного своеобразии и некорригируемости внутренних установок могут оказать негативное влияние на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего при постоянном участии под­экспертного в процессе воспитания ребенка и не оказывают существенного влияния на психическое состояние и развитие мальчика при эпизодическом участии в воспитании ребенка.

индивидуально-психологические особенности – предыдущая | следующая – совместное проживание

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.