В зависимости от степени выраженности нами совместно с А. А. Александровым было выделено две степени акцеитуации характера — явная и скрытая [Патологические нарушения…, 1973].
Явная акцентуация. Эта степень относится к крайним вариантам нормы. Здесь налицо довольно постоянные черты определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты обследования с помощью «Патохарактерологического диагностического опросника…» (1976) позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.
Скрытая акцентуация. Эта степень должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, проявиться под влиянием тех ситуации и психических травм, которые опять же предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и обнаруживаются, то это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.
Основные типы акцентуаций характера
Предложены две классификации типов акцентуаций — первая была создана К. Leonhard (1968) и видоизменена в новом издании его книги (1976), вторая разработана нами [Личко А. Е., 1977]. Сопоставление этих классификаций приводится ниже.
Типы акцентуаций характера по нашей классификации
|
Типы акцентуированных личностей по К. leonhard (1976)
|
Гипертимный | Гипертимический |
Циклоидный | Аффективно-лабильный |
Лабильный | Аффективно-экзальтированный |
Тот же | Эмотивный |
Астеноневротический |
— |
Сенситивный |
Тревожный (боязливый) |
Психастенический | Педантичный |
Шизоидный | Интровертированный |
Эпилептоидный | Возбудимый |
Истероидный | Демонстративный |
Неустойчивый |
— |
Конформый |
— |
Конформно-гипертимный вариант
конформного |
Экстравертированный |
— |
Застревающий |
— |
Дистимический |
В классификации К. Leonhard отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астеноневротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б Ганнушкину (1933), а застревающий тип — паранойяльному. Оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.
Наша классификация предназначена для подросткового возраста — представленные в ней типы описываются ниже.
Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к этому типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.
В подростковом возрасте главная их черта — почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию подростка, подчинить его своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, нравоучениями и наставлениями, «проработкой» за мелкие проступки, особенно перед сверстниками реагируют крайне бурно. Они плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. Зато в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между иногда допускаемым и всегда запрещенным.
акцентуации характера – предыдущая | следующая – гипертимные подростки
Подростковая психиатрия. Содержание.