Стенические и астенические чувства мы дифференцируем в зависимости от того, возбуждают ли они или тормозят целую личность и в первую очередь наши поступки.
Очевидно, что такому лишь эмпирическому разделению не хватается точности. В настоящее время довольно широко используются как проекционные, так и физиологические методики проявления эмоций, которые могут регистрироваться или на пленке, или с помощью физиологических методов и аппаратуры (плетизмопневмосфигмограф, психогальванический рефлекс параллельно с изображением мимики на пленке и т. п. – см. ниже).
Особенно благодарна регистрация физиологических проявлений: слабость или ригидность мускулатуры (органы движения), тремор, ускорение или замедление дыхания (органы дыхания), ускорение или замед- лиение кровообращения, прилив крови или малокровие (циркуляторные реакции), поносы, запоры, рвота (внутренние органы), потливость, слезы, сухость в горле (железы внутренней секреции) и т. п.
Но, с другой стороны, нельзя забывать о том, что эмоции и аффекты могут возникать и в результате изменений химизма: при гипергликемии – нервозность, разлад, при интоксикации некоторыми веществами – депрессиия; именно таким образом некоторые физиологические изменения, вызванные заболеванием органов, могут явиться причиной развития могучих эмоциональных процессов (заболевания сердца вызывают состояние депрессии и т. п.).
б) Теории эмоций вначале рассматривали эмоции как сознательное состояние, которое вызывает физические изменения и, таким образом, создают чувства (Вундт, Титченер).
Превратной становится теория Джеймса-Ланге. По этой теории, например, эмоции страха или злости являются только первичной формой инстинктивного поведения и лишь вторично они становятся суммарным переживанием, возникшим в результате разнообразных соматических реакций: «Мы плачем не потому, что нам грустно, а мы грустим оттого, что плачем!» Или: если мы, например, встретим хищное животное, то восприятие его вызывает отвращение, ускорение дыхания, сердцебиение, и ощущения, вытекающие из этих физических изменений, соединяются с восприятием предмета или ситуации, создавая эмоциональное переживание.
Интересной была теория Кэннона-Барда, по которой сознательное переживание является скорее плодом импульса, исходящего из гипоталамуса по направлению к стволу головного мозга, чем результатом обратных импульсов, исходящих из мышц.
В 1951 году была создана активизапионная теория эмоций (Лаллелей), исходящая из работ об электрической активности мозга. Она утверждает, что кору головного мозга активирует разряд из гипоталамуса. Во сне кора спящего человека, приближается к нулевой степени активности. Мускулатура расслаблена и в центральную нервную систему поступает лишь незначительное количество обратных импульсов. Автономный отдел симпатикуса также является неактивным в это время.
Представим себе следующую ситуацию: прозвучит выстрел или подействует какой-нибудь иной сильный раздражитель: он вызывает реакцию гладкой мускулатуры и способствует притоку импульсов обратной связи в центральную нервную систему. Но происходит и реакция автономной системы с секрецией адреналина. Изменения в гладкой мускулатуре проводят импульсы и обратно, по всей вероятности, через ретикулярную формацию ствола головного мозга. Конечной передаточной станцией является гипоталамус, который усиливает обратные импульсы и активирует кору. Человек просыпается, становится активным, восприимчивым, активизация растет, усиливается, и кульминационным пунктом этого процесса является организационный и дискриминационный процесс внимания.
Иногда активизация может стать настолько сильной, что поведение перестает быть адекватным импульсам, становится слепым и некоординированным. Обратная связь и химические изменения стимулировали гипоталамус настолько сильно, что мозговой контроль был исключен.
По этим новым теориям активизация считается ядром влечений и эмоций. Так и Вебб в 1948 году формулировал мотивационную теорию эмоций. Эмоции и мотивация и филологически имеют общий корень «мот» – двигаться.
Уровень, степень активации и проблемы схематизации (схема эмоций) стали весьма существенными в современных теориях.