Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников (продолжение)

2 класс (2 полугодие)

Текст для чтения про себя

Хвосты

Прилетела муха к Человеку и говорит:

—  Ты хозяин над всеми земными зверями, ты всё можешь сде­лать, что захочешь. Сделай мне хвост.

—   А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

—  А затем мне хвост, — говорит Муха, — что он у всех зве­рей, — для красоты.

—  Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.

Рассердилась муха и давай человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха изо всех сил жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

—  Ну, ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если ты най­дёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась муха и вылетела в окно. Но и по сей день она лета­ет без хвоста.

138 слов, 586 знаков, 250 гласных, 325 согласных.

3 класс (1 полугодие)

Текст для чтения про себя

Грамотей (отрывок)

Один раз Митя с Мишкой сидели дома, и кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказался почтальон. Мишка радост­но вбежал в комнату, размахивая письмом.

—  Может быть, это письмо адресовано нам? — сказал он и стал разбирать написанный неразборчивыми каракулями адрес на конверте.

Весь конверт был усеян штемпелями и наклейками с надписями.

—   Это не нам письмо, — сказал наконец Мишка. — Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная». Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло … Мама! — закричал Мишка. — Тебе письмо от какого-то грамотея!

Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса небрежно вы­веденные буквы:

—  Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю…

—   Что это? — говорит мама. — Миша, а ведь это ты написал!

Митя засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел, как ва­реный рак, и убежал.

(По Н.Носову)

147 слов, 763 знаков, 323 гласных, 422 согласных.

3 класс (2 полугодие)

Текст для чтения про себя

Вишневая ветка

Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый платок. Она осторожно развернула свёрток, и все ахнули, потому что увидели чудо: тоненькую вишнё­вую ветку с белыми цветами и нежными зелёными листочками. Жи­вая вишнёвая ветка! А на улице мороз, ветер.

Все смотрят, поверить не могут: разве цветут вишни в декабре?

— Не цветут, — ответила Лена. — Мы с мамой поставили ве­точку в воду и ждали. Долго — долго ждали, целый месяц. Она и расцвела.

Ольга Сергеевна принесла из учительской кувшин с водой и ска­зала:

—  Давай, Каштанова, поставим веточку на окно. Пусть её сол­нышко согреет.

Лена загородила веточку и быстро проговорила:

—   Нет-нет, это Лидии Алексеевне. Я хотела положить на крыль­цо, а там снег. Веточка замёрзнет… — От волнения у Лены показа­лись даже слёзы, но она договорила, что хотела сказать: — Лидия Алексеевна меня Леной называла.

В классе почти все забыли свою первую учительницу. Ведь она их учила недолго, и с тех пор прошёл целый год, даже больше. После слов Лены все сразу её вспомнили. Вспомнили, как она ходила с ними в лес, как рассказывала про птицу, которая пешком убегает от зимы. Вспомнили и о том, как она каждого называла по имени.

(В. Путилина)

90 слов, 945 знаков, 405 гласных, 533 согласных.

4 класс (1 полугодие)

Текст для чтения про себя

Мышь и воробей

Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали. Перед всяким делом совет держали, любую работу вместе выполняли. Однажды мышь с воробьём нашли на дороге три ржаных зёрнышка. Думали-думали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек боронил.

Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубками скоро сжала её, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зёрнышко к зёрнышку собрали они весь урожай и стали делить его: одно зерно — мышке, одно — воробью, одно — мышке, одно — воробью…

Делили, делили, и последнее зёрнышко лишнее осталось. Мышь тут и говорит:

—   Это зерно моё: когда я пахала, нос и лапки до крови натрудила. Но воробей возразил ей:

—   Нет, это зерно моё. Когда я боронил, крылышки до крови избил. Долго ли, коротко ли они спорили — кто слыхал, тот и знал, а

нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зёрнышко да улетел прочь.

«Пусть-ка попробует меня догнать и моё зёрнышко отнять!» — подумал он.

Мышка не погналась за воробьем. Огорчилась, что затеяла этот спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться с ним. Караулила, караулила его долю урожая, а воробей так и не прилетел. Принесла мышка и его долю в свою кладовую, от­дельно уложила — всё надеялась, что воробышек прилетит к ней. Но воробья будто и не бывало.

Всю зиму прожила мышка сытёхонько и всё вспоминала о воро­бье. А он был жив и здоров, но, оставшись ни с чем, голодный про- прыгал всю зиму. Еле дотянул до весны.

233 слова, 1130 знаков, 488 гласных, 622 согласных.

Чтение про себя – предыдущая | следующая – Задания на чтение

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах