Что касается суицидной активности, не заканчивающейся смертью, то мы различаем: фактическую, хотя и неудачную попытку самоубийства (помешает случайный прохожий) и целенаправленное суицидное поведение, независимо от того, было ли оно мотивировано тревожным призывом о помощи и мольбой о понимании, или имело характер нажима и даже шантажа (истеричная жена по самым незначительным поводам угрожает самоубийством).
Изучение мотивации и причин суицидной активности необходимо дополнить исследованием личности, совершающей эти попытки поскольку, очевидно, можно предполагать, что это особая структура личности (вместе с другими факторами), которые действуют так что один человек з определенных обстоятельствах прибегает к самоубийству а другой – ни в коем случае.
Все исследования свидетельствуют о мультивариационных факторах суициднои активности, и нет единого мнения в том, какие факторы личности поддерживают склонность к суицидным реакциям’, Наши собственные исследования (1972) выявили повышенную эмоциональную лабильность слаоой нервной системы (боязливость,” нерешительность чувствительность к нагрузкам, депрессивность, интровертность страх и чувство вины, склонность к усиленной напряженности, автоакузацион- ные тенденции).
Подтвердилось, что структура личности у лиц, совершающих суицидные попытки, характеризуется некоторыми специфическими свойствами из которых суицидная активность хотя прямо и не вытекает, но они облегчают ее или создают предрасполагающую почву для суицидного поведения и действия.
Поэтому хорошие результаты дает психотерапия, которая способна изменить ценностный хаос или инверсионную ценностную ориентацию в положительные ценности, в которых преобладают сверхличностные цели над чувством бессмысленности жизни. Во многих случаях перед началом психотерапии лиц, склонных к суицидным попыткам, хорошо зарекомендовал себя основной исходный тезис: «Вы не видите смысла жизни, но Вы также не можете доказать бессмысленность жизни и следовательно, Вы обязаны искать этот смысл, спрашивать.«
Гармония индивидалуальных и общественных потребностей интересов и ценностей одновременно означает и гармонию в психической жизни человека. И наоборот, там, где имеется расхождение между тем в чем видит индивид удовлетворение своих потребностей, ценностей и постулатов (ценностей, реализации которых он требует, постулирует) и между тем, в чем в данном иторическом периоде заключается состояние общественных потребностей и ценностей, индивид попадает в конфликтные ситуации и положения
Мы видим, что дело является более сложным, чем старое понятие мотивов (побуждений), которые раньше рассматривались как гармония социальных и физиологических тенденций. Томас, Шеффер Штарч Поффенбергер и др. основными «мотивами» у нормальных здоровых людей считают следующие: стремление к безопасности, к пониманию к признанию и желание новых впечатлений; в анкетах Штарча: удовлетворение голода, желание потомства, стремление к обогащению к признанию другими людьми – опять здесь имеет место очевидная в данном случае «американская» система ценностей. В психоанализе имеет место дальнеишии упрощенный перевод ценностей в потребности сексуальные, что является совершенным упрощением огромной сложности индивидуальной и общественной жизни. И если мы действительно встречаем людей, у которых на первом месте стоят инстинктивные потребности, то это является доказательством того, что личность человека в целом осталась на биологическом уровне вне сферы культурного человека. Гуманистическое понимание потребностей и ценностей подчеркивает единство между потребностями общества, которому служит индивид, и между потребностями и ценностями индивида, которому должно служить общество.