canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Структура дефекта и восстановительное обучение. Влияние структуры дефекта на применяемые методики восстановительного обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (продолжение)

Мы старались подчеркнуть необходимость научного подхода к восстановительному обучению и его методам и посвятили этому специальную главу. Важно обратить внимание на то, что обучение должно идти не от симптома — больной «не говорит» или больной «не пишет» а от причины, от механизма нарушения функции. Поэтому началом обучения должны быть квалификация дефекта или установление его механизма и природы и описание его синдрома.

Важным является и знание дефекта — его структуры, механизма возникновения. В специальных главах описана вся сложность дефекта психических функций, возникающего при локальных поражениях мозга.

Красной нитью в изложении проходит представление об афазии как причине дезинтеграции всей психической сферы, о связи афазии с нарушениями других психических процессов и состояний — с восприятием, предметными образами, изменением личности и т. д.

Экспериментальные данные и данные литературы показали, что нарушение некоторых видов речи (например, названия) имеет своим механизмом дефекты в гностической сфере и в нарушениях речевой организации гнозиса. Показано было также, что семантический уровень организации нарушается при всех формах афазии, что следует учитывать в восстановительном обучении. Немалую роль в формировании и преодолении дефекта играет личностный аспект психической сферы, т. е. личность больного. Нарушение может возникать на разных уровнях структуры нарушенного психического процесса, что подтверждает взаимообусловленность этих структурных уровней дефекта (сенсомоторного и семантического например, или афазии).

Эти данные позволили показать, на какую сложную систему работающих зон мозговой коры опираются определенные психические процессы, в частности речь и разные виды интеллектуальной деятельности. Важным вопросом в афазиологии является вопрос о классификации афазии. Он имеет не только теоретическое, но прежде всего практическое значение. Наиболее «работающей» и отвечающей современному состоянию научных знаний о речи и об афазии является классификация афазий, разработанная А. Р. Лурией. Используя эту классификацию, можно грамотно поставить и топический и речевой диагноз и наметить правильные пути восстановления функции. Что касается путей восстановления высших психических функций, то лишь в некоторых (и далеко не частых) случаях нарушенная функция может восстановиться в ее прежнем виде. Это может иметь место лишь в случаях, когда морфологические образования мозга не пострадали. Как правило, единственным и радикальным путем восстановления ВПФ является перестройка функциональных систем методом восстановительного обучения.

Восстановительное обучение, основывающееся на знании природы и механизмов нарушенной функции, во многом опирается на историю развития данной функции речи, например на знание строения психических функций, их взаимодействий в норме. Часто восстановительное обучение использует те же опосредования, которые могут иметь место и при нормальном развитии функции (ощупывание предмета, опора на ритм речи, округление десятков при счете и т. д.). Однако никогда восстановление не повторяет пути естественного развития функции.

Как при анализе дефекта, так и при разработке путей и методов его преодоления важен системный подход, т. е. подход к дефекту психического процесса не как к изолированному дефекту, а в связи с нарушением других психических функций. В этой связи задачами клинического нейропсихолога (педагога, врача, логопеда) является не описание дефекта, а: 1) вычленение основного дефекта;

2) вычленение основного фактора, лежащего в основе дефекта;

3) выведение из него вторичных системных нарушений;

4) применение методов восстановительного обучения, адекватных установленному механизму дефекта и синдрому.

Только такой подход к анализу и преодолению дефекта — не указание на наличие дефекта, а умение дать качественный анализ симптома и синдрома, указать причину его возникновения, применить адекватные методы обучения — является единственно правильным, научно обоснованным и эффективным подходом как в практике постановки топического диагноза, так и в практике восстановительного обучения.

В специальных главах показано, как важно установить механизм нарушения и строить методику восстановительного обучения в соответствии с ним. Если применяются методы, не адекватные механизму нарушения, то эффективность обучения резко снижается. Адекватность, обходность и другие требования к методам следует строго соблюдать при методических разработках восстановления ВПФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – предыдущая  | следующая –  ЗАКЛЮЧЕНИЕ (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика