Яндекс.Метрика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (продолжение)

Мы старались подчеркнуть необходимость научного подхода к восстановительному обучению и его методам и посвятили этому специальную главу. Важно обратить внимание на то, что обучение должно идти не от симптома — больной «не говорит» или больной «не пишет» а от причины, от механизма нарушения функции. Поэтому началом обучения должны быть квалификация дефекта или установление его механизма и природы и описание его синдрома.

Важным является и знание дефекта — его структуры, механизма возникновения. В специальных главах описана вся сложность дефекта психических функций, возникающего при локальных поражениях мозга.

Красной нитью в изложении проходит представление об афазии как причине дезинтеграции всей психической сферы, о связи афазии с нарушениями других психических процессов и состояний — с восприятием, предметными образами, изменением личности и т. д.

Экспериментальные данные и данные литературы показали, что нарушение некоторых видов речи (например, названия) имеет своим механизмом дефекты в гностической сфере и в нарушениях речевой организации гнозиса. Показано было также, что семантический уровень организации нарушается при всех формах афазии, что следует учитывать в восстановительном обучении. Немалую роль в формировании и преодолении дефекта играет личностный аспект психической сферы, т. е. личность больного. Нарушение может возникать на разных уровнях структуры нарушенного психического процесса, что подтверждает взаимообусловленность этих структурных уровней дефекта (сенсомоторного и семантического например, или афазии).

Эти данные позволили показать, на какую сложную систему работающих зон мозговой коры опираются определенные психические процессы, в частности речь и разные виды интеллектуальной деятельности. Важным вопросом в афазиологии является вопрос о классификации афазии. Он имеет не только теоретическое, но прежде всего практическое значение. Наиболее «работающей» и отвечающей современному состоянию научных знаний о речи и об афазии является классификация афазий, разработанная А. Р. Лурией. Используя эту классификацию, можно грамотно поставить и топический и речевой диагноз и наметить правильные пути восстановления функции. Что касается путей восстановления высших психических функций, то лишь в некоторых (и далеко не частых) случаях нарушенная функция может восстановиться в ее прежнем виде. Это может иметь место лишь в случаях, когда морфологические образования мозга не пострадали. Как правило, единственным и радикальным путем восстановления ВПФ является перестройка функциональных систем методом восстановительного обучения.

Восстановительное обучение, основывающееся на знании природы и механизмов нарушенной функции, во многом опирается на историю развития данной функции речи, например на знание строения психических функций, их взаимодействий в норме. Часто восстановительное обучение использует те же опосредования, которые могут иметь место и при нормальном развитии функции (ощупывание предмета, опора на ритм речи, округление десятков при счете и т. д.). Однако никогда восстановление не повторяет пути естественного развития функции.

Как при анализе дефекта, так и при разработке путей и методов его преодоления важен системный подход, т. е. подход к дефекту психического процесса не как к изолированному дефекту, а в связи с нарушением других психических функций. В этой связи задачами клинического нейропсихолога (педагога, врача, логопеда) является не описание дефекта, а: 1) вычленение основного дефекта;

2) вычленение основного фактора, лежащего в основе дефекта;

3) выведение из него вторичных системных нарушений;

4) применение методов восстановительного обучения, адекватных установленному механизму дефекта и синдрому.

Только такой подход к анализу и преодолению дефекта — не указание на наличие дефекта, а умение дать качественный анализ симптома и синдрома, указать причину его возникновения, применить адекватные методы обучения — является единственно правильным, научно обоснованным и эффективным подходом как в практике постановки топического диагноза, так и в практике восстановительного обучения.

В специальных главах показано, как важно установить механизм нарушения и строить методику восстановительного обучения в соответствии с ним. Если применяются методы, не адекватные механизму нарушения, то эффективность обучения резко снижается. Адекватность, обходность и другие требования к методам следует строго соблюдать при методических разработках восстановления ВПФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – предыдущая  | следующая –  ЗАКЛЮЧЕНИЕ (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.