Яндекс.Метрика

ЗАКЛЮЧНИЕ (продолжение)

Важными в нейропсихологической работе являются не только правильный подход к анализу дефекта, правильно выбранный путь и методы обучения, но и форма организации восстановительного обучения. Здесь необходимо знать о прижизненном формировании ВПФ, их социогенезе, о возникновении речи в коллективе, в труде и в этой связи широко применять групповой метод обучения.

«Общение — это форма бытия человека» (Психология и медицина, 1978. С. 9). Общение, как известно, является одним из видов деятельности человека и регулятором его социального поведения, а речь — один из способов его реализации. Социальный фактор, являющийся, как справедливо отмечают уже многие исследователи, ведущим в формировании психики человека, должен занять одно из важнейших мест в системе реабилитации больного с нарушением высших психических функций, так как он может стать активным регулятором биологических механизмов реорганизации и восстановления ВПФ.

Ближайшей задачей развития проблем НПР является дальнейшее изучение теоретических и методических аспектов различных форм организации обучения и реабилитации больных, и прежде всего таких, в которых бы могли быть реализованы социальный фактор в формировании и структуре ВПФ, деятельностный подход в реабилитационной практике. Вот почему так важны групповые занятия — они реализуют социальный фактор ВПФ и общение, создают малую социальную группу, механизмы которой не только благоприятствуют восстановлению речи и коммуникативных способностей больных, но и способствуют реабилитации больного, преодолению разных «фобий», раскрепощению личности, снятию негативных установок и т. д. Но все это можно получить только при правильном научно обоснованном подходе к созданию группы и методов занятий. Групповые занятия решают свои задачи, а индивидуальные — свои, и тем не менее необходима их тесная взаимосвязь. Система «индивидуальный урок + групповые занятия» является наиболее эффективной. В этом направлении многое уже сделано и описано в ряде публикаций.

Важнейшим звеном в нейропсихологической практике является установление контакта с больным, что является результатом сплава научных познаний нейропсихолога (педагога, врача, логопеда) и его умений вступать в контакт с больными людьми, искусства общения. Однако в этой не-формализуемой (или трудно формализуемой) части обучения имеется и ряд методов, которые показали свою эффективность. Интонация, жесты, форма общения с больным, содержание бесед — все это должно быть выверено и индивидуализировано для каждого больного, так как эта часть взаимодействия является средством реализации гуманного отношения к больному, его недугу, желанию и умению ему помочь.

Таким образом, главным путем восстановления психических функций и реабилитации больного, включения его в жизнь, в трудовую деятельность является рационально построенная система восстановительного обучения, применение не эмпирических, а научно обоснованных методов и форм обучения. Важна связь восстановительного обучения со всей системой реабилитации больного, цель которой — восстановление личностного и социального его статуса, однако надо помнить, что в клинике мозговых поражений, где нарушаются конкретные психические процессы, такие, как речь, письмо, чтение, счет и др., первоочередная задача заключается в восстановлении нарушенных психических функций. Только тогда появится возможность решать более общие задачи реабилитации, когда у больного восстановится способность к речи, письму, счету и др. Эти умения и лягут в основу дальнейшей реабилитации больного.

Целый ряд разделов остается вне этой книги, одни из них из-за ограниченности ее объема, другие — из-за их недостаточной разработанности; описание их — дело будущего. Ближайшие перспективы развития этой области науки и практики лежат в дальнейшей разработке научных основ НПР, учитывающих деятельностный подход к проблеме, методов восстановительного обучения и организации реабилитации больных, методов изучения самого дефекта.

А. Р. Лурия писал: «Мозг человека является органом, регулирующим всю его деятельность, и поражения мозга, которые носят обычно стойкий характер, надолго выключают человека из работы, а иногда даже и из нормального общения с окружающими и нормальных жизненных отношений. Какими путями такой больной может быть включен в общественную трудовую жизнь? Какие меры должны быть приняты для того, чтобы такое включение в жизнь пошло по наиболее рациональным путям?» (Цветкова, 1974. С. 223).

В настоящем учебном пособии дан лишь частичный ответ на поставленные А. Р. Лурией вопросы, более полный ответ — дело будущего.

ЗАКЛЮЧНИЕ (продолжение) – предыдущая  | следующая –  Список литературы

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.