ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У больных с поражением теменно-затылочных систем мозга картина нарушения носит иной характер. Интеллектуальный акт нарушается лишь в его операционной части. Эти нарушения при решении арифметических задач проявляются, с одной стороны, в дефектах анализа грамматической структуры задачи, а с другой — в трудностях нахождения нужных арифметических операций. Все эти дефекты прямо или косвенно связаны со специфическими нарушениями речевой системы, уходящими корнями в нарушение пространственного гнозиса. С дефектами пространственного гнозиса связано и нарушение операций пространственного восприятия в счете и в конструктивной деятельности этих больных. Полученные данные позволяют сделать существенные выводы и о возможности преодоления дефектов у больных обеих описанных групп.

Однако разным группам больных помогают принципиально разные организация и методика обучения. Больных с поражениями теменно-затылочных систем обучают способу выполнения конкретных операций, включенных в интеллектуальный акт, в частности способу расшифровки речевой структуры задачи, а также способу выполнения конкретных математических операций, соответствующих логическим отношениям элементов задачи или направлению при отсчете в счетных операциях и т. д., а у больных с поражением лобных долей мозга определенным образом организовывают деятельность, не заботясь о ее операционной части. Нарушенный процесс саморегуляции замещается специально организованным управлением извне интеллектуальной деятельностью. Это управление должно иметь материализованную и развернутую форму.

Программирование поведения этих больных с помощью регулирующей деятельности педагога обучает их пользоваться специальной программой, у них создается и закрепляется заданный способ действия, обращение к которому и приводит к эффекту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нейропсихология (и ее часть — восстановление ВПФ) является еще очень молодой наукой, делающей лишь первые свои шаги, поэтому естественно, что целый ряд проблем здесь все еще недостаточно разработан. В этой связи в предлагаемом студентам учебном пособии дан краткий обзор лишь части вопросов, относящихся к проблеме нейропсихологической реабилитации неврологических и нейрохирургических больных. По этой же причине в учебном пособии освещена лишь часть проблем: нарушение и восстановление речи и интеллектуальной деятельности.

Бурное развитие реабилитации как в практическом, так и в теоретическом аспектах, которое отмечается в настоящее время, потребовало от нейропсихологов рассмотрения вопросов восстановления ВПФ и восстановительного обучения под другим углом зрения, включив их в проблему реабилитации больных. В восстановительной работе с этим контингентом больных практически всегда осуществлялась и осуществляется именно реабилитация больных. Однако этот аспект восстановительного обучения еще не получил достаточной теоретической разработки и освещения в литературе.

Было бы ошибочным в настоящее время рассматривать ставшие уже классическими проблемы восстановления ВПФ и восстановительного обучения вне проблем НПР, так как будущее развитие восстановления ВПФ, его путей и методов, задач и целей может идти эффективно только в русле проблем общей и нейропсихологической реабилитации больных.

В учебном пособии кратко освещено настоящее состояние этого вопроса: структурное и функциональное взаимодействие НПР, восстановление ВПФ и восстановительное обучение, задачи и цели НПР в целом и каждого ее структурного звена.

В данной книге проведен анализ нарушений речи и интеллектуальной деятельности и путей и методов их преодоления. Внимание читателей прежде всего обращено на необходимость научного подхода к практической реабилитационной работе, использования с этой целью современных представлений о речи и интеллектуальной деятельности в психологии, на историю развития представлений об афазии, ее природе и классификации, на динамику взглядов, связанных с развитием психологии, неврологии и других областей знания. Показано, что только советская нейропсихология, основоположником которой был А. Р. Лурия, сумела преодолеть психоморфологизм в афазиологии и перейти от описания дефекта к его анализу.

Это стало возможным благодаря развитию психологии, неврологии, нейрохирургии, психолингвистики. Развитие этих областей знания позволило А. Р. Лурии создать в нейропсихологии концептуальный, понятийный аппарат. Невозможно позитивно решать вопросы патологии и восстановления психических функций без концептуального аппарата нейропсихологии. Мы показали, что благодаря развитию ряда наук, и прежде всего нейропсихологии, мы сейчас «располагаем богатейшим материалом, который позволяет нам выделить принципы функциональной организации мозга, наметить основные блоки, входящие в его состав, и обозначить ту роль, которую играют отдельные системы мозга в организации психических процессов» (Лурия, 1973. С. 321).

Одним из путей преодоления дефектов является тщательный нейропсихологический анализ нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, выявление главного «фактора», лежащего в основе дефекта. Этот фак-торный анализ был обозначен А. Р. Лурией как нейропсихологический синдромный анализ.

Благодаря синдромному анализу и выявлению фактора, лежащего в основе синдрома или симптомокомплекса нарушений, можно не только поставить точный топический диагноз, но и наметить правильные пути и методы восстановления нарушенных функций.

11.3. Нарушение и восстановление конструктивной деятельности у больных с поражением лобных отделов мозга (продолжение) – предыдущая  | следующая –  ЗАКЛЮЧЕНИЕ (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.