тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

11.3. Нарушение и восстановление конструктивной деятельности у больных с поражением лобных отделов мозга (продолжение)

Работа больных с программой в начале обучения требует постоянного регулирования, т. е. направления текущей деятельности, исходя из уже достигнутых больным результатов. Это регулирование также отличается по содержанию у двух указанных групп больных. Если регулирующая деятельность для больных с теменно-затылочным поражением отделов мозга заключается в требовании еще и еще раз обратиться к заданному способу действия, проверить свой результат не по данному образцу геометрической фигуры, а соответственно программе, указывающей на способ действия, то в работе с больными, у которых поражены лобные зоны мозга, регулирование выражается в постоянном напоминании необходимости сличения результатов с исходными данными, в постоянном стимулировании к деятельности, в усилении ориентировочной основы деятельности.

Итак, для обучения больных разных групп требуются различные программы деятельности. Программы должны учитывать механизмы нарушенной функции. На основе ее психологического анализа программируется последовательное выполнение не всех действий, входящих в протекание мыслительной деятельности, а лишь тех из них, которые нарушены у каждой из описанных групп больных. Программа замещает собой выпавшее звено, восстанавливая тем самым единство в структуре и динамике пострадавшего интеллектуального акта.

Кратко подведем итоги.

1. Конструктивная деятельность нарушается у больных с поражениями теменно-затылочных и лобных отделов коры мозга.

2. Нарушение этого вида интеллектуальной деятельности отличается как по клинической, так и по психологической картине.

3. Эти дефекты протекают и в разных синдромах. Нарушение конструктивной деятельности при поражении теменно-затылочных отделов мозга идет в синдроме расстройств оптико-пространственного гнозиса; поэтому нередко этот дефект выступает в синдроме семантической афазии. Интеллектуальная (конструктивная) деятельность в этом случае нарушается вторично из-за дефектов пространственного восприятия, в звене операций интеллектуального процесса. Нарушение этого же вида интеллектуальной деятельности, возникающее при поражении лобных отделов мозга протекает в «лобном синдроме», в синдроме нарушения целенаправленной деятельности, мотивов поведения, контроля. Интеллектуальная (конструктивная) деятельность в этом случае нарушается первично, нарушается в целом как деятельность.

4. Преодоление этого дефекта и восстановление конструктивной деятельности возможно при применении разных методов и программ восстановительного обучения, адекватных механизмам нарушения.

5. В случае вторичного нарушения конструктивной деятельности необходимо воздействовать на дефект оптико-пространственного восприятия, преодоление которого и приведет к восстановлению этого вида интеллектуальной деятельности. В случае первичного нарушения применяются методы, воздействующие на дефект общего поведения больных, целенаправленности их действий, контроля.

***

Таким образом, в качестве модели для рассмотрения вопросов нарушения и методов восстановления интеллектуальной деятельности были взяты решение арифметических задач и счет как вербально-логические формы мышления и конструктивная деятельность как модель наглядно-действенного интеллектуального акта. Этот выбор не случаен: психологическая структура каждого из этих процессов и клиника мозговых поражений, которая часто встречается именно с этими нарушениями (акалькулия, конструктивная агнозия и апраксия) указывают на необходимость их изучения и преодоления.

Восстановление конструктивной деятельности и решения арифметических задач не является самоцелью, но средством к восстановлению в одних случаях интеллектуальной и речевой деятельности (больные с теменно-затылочным синдромом), а в других — к восстановлению интеллектуальной деятельности, общего поведения больного, его целенаправленности, намеренности (больные с «лобным синдромом»). Преодоление этих дефектов ведет к общей реабилитации больных, к восстановлению их личности и социального статуса. Поэтому изучение механизмов и структуры нарушения этих видов деятельности и разработка методов их восстановления являются важнейшей задачей реабилитации больных с локальными поражениями мозга.

Представьте себе человека, который утратил способность понимать числа и выполнять счетные операции; все они становятся социально дезадаптированными: они не могут себя обслужить, произвести покупки в магазине и т. д. Больные, утратившие способность к ориентировке в пространстве, как правило, страдают и нарушением счетных операций. Эти больные не могут далеко отойти от дома, перейти улицу и т. д.

Этот небольшой перечень трудностей, которые они испытывают в быту в результате описанных выше нарушений, указывает на острую необходимость и социальную важность знания специалистами этих дефектов и умения их преодолевать.

Материалы, изложенные в части III учебного пособия, указывают на различие в нарушении интеллектуальной деятельности у больных с разной топикой поражения коры мозга и различными синдромами. Восстановительное обучение позволяет существенно уточнить психологическую структуру нарушения мыслительного акта у разных групп больных и

наметить пути и методы восстановления интеллектуальной деятельности.

У больных с поражением лобных систем мозга нарушение психологической структуры интеллектуального акта протекает, как правило, на фоне дефектов подвижности нервных процессов, с одной стороны, в повышенной возбудимости их с явным нарушением высших форм торможения — с другой. В результате этих дефектов грубо нарушается ориентировочная основа интеллектуальной деятельности и характер интеллектуального акта теряет свою полноценность. Эти дефекты интеллектуального акта могут протекать обычно на фоне относительной сохранности частных конкретных операций.

 

11.3. Нарушение и восстановление конструктивной деятельности у больных с поражением лобных отделов мозга (продолжение) – предыдущая  | следующая –  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.