Сам И. П. Павлов в отличие от В. М. Бехтерева не переносил закономерностей высшей нервной деятельности (создание условных связей, иррадиация, концентрация и индукция основных процессов возбуждения и торможения, фазовые состояния и т. д., и т. д.) на общественные взаимоотношения. С помощью своих идей о второй сигнальной системе и своей типологии он пытался понять также высшую качественную сторону высшей нервной деятельности человека в отличие от гораздо более простой нервной деятельности животных. И. П. Павлову также ясна важность индивидуальной жизненной истории, как это отчетливо проявилось в его исследованиях, посвященных неврозам. Для него также был ясным новый качественный характер активности человека, проявляющийся в том, что в отличие от животного человек не только приспособливается но и приспосабливает свою жезненную среду.
«Двадцатилетний опыт» И. П. Павлова (1923) дал психологам не только чрезвычайно много импульсов и фактического толкового и образцового материала, но и принуждал их задуматься над основными вопросами психологии, физиологии и об их взаимосвязи.
Большое значение имела также и работа А. А. Ухтомского «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; под доминантой он понимал господствующий очаг раздражения, которое в значительной степени определяет характер протекающих реакций центров в данный момент. А. А. Ухтомский был убежден в том, что принцип доминанты является физиологической основой внимания (позднее уточненный Милеряном) и объяснял доминантой навязчивые состояния, галлюцинации и т. п.
Несмотря на то, что учение Ухтомского является весьма плодотворным, оно далеко не достигает широты учения Павлова и ему не хватает подчеркивания значения индивидуальной истории жизни, которое Павлов проницательно подчеркивал при развитии психических заболеваний, особенно психоневрозов, подыскивая человеческие аналогии к своим гениальным моделям экспериментальных неврозов у собак. Нет сомнения в том, что эти исследования о неврозах и особенно классические исследования по изучению истерии дали надежное основание и для кортиковисцеральной медицины, которую разработал Быков совершенно независимо от во многих случаях курьезных взглядов западной психосоматики.
Хотя в нашей книге, направленной на проблемы психологии в медицине, мы можем лишь коснуться проблематики огромного богатства современной советской психологии, мы полагаем, что такие имена, как Ломов, Леонтьев, Гальперин, Бассин, Эльконин, Божович, Добрынин, Теплов, Менчинская, Смирнов, Рубинштейн и др. принадлежат известным в ЧССР авторам.
И все же мы полагаем, что говоря об общей психологической теории, необходимо обратить внимание хотя бы на некоторые принципы из «Основ общей психологии» С. Л. Рубинштейна (1940) и отметить его книгу «Бытие и сознание» (1957), в которых автор теоретически обосновал учение о единстве сознания и деятельности и таким образом преодолел как интроспективизм, так и бихевиоризм, опираясь при этом также на выдающиеся работы советских зоопсихологов: Н. Н. Ладыгиной- Котс и Рогинского.
Принципы психологии С. Л. Рубинштейн сформулировал следующим образом:
а) принцип психофизического единства, который включает в единство психической жизни как органический субстрат, функцией которого является психика, так и объект, который в ней отражается;
б) принцип развития психической жизни как специфического компонента в развитии организма. В ходе его вследствие адаптивных изменений жизни изменяется структура нервной системы и ее психофизические функции (в единстве и взаимосвязи). Они обусловлены на каждом этапе развития структурой нервной системы;
в) исторический принцип, который связан с развитием человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития. Им определяется сознание и, наоборот, сознание определяет его;
г) принцип единства теории и практики;
д) принцип единства сознания и деятельности является узловым моментом психологии. Единство сознания и действия выступает отчетливо в содержании сознания.
Работы С. Л. Рубинштейна позволили советской психологии наиболее оригинально внести долю в теорию общих психологических принципов в связи с их самостоятельной марксистской концепцией, оригинальной в особенности своим объединением сознания и действия, а также в связи с объяснением личности в связи с потребностями, интересами и ценностями.
Что касается советской психологии в медицине, то мы хотели бы подчеркнуть опыт психологов, неврологов и психиатров, приобретенный в период Великой Отечественной войны, относящийся главным образом к области лечения неврозов и реактивных состояний и к области реабилитации, принесшей ценные практические и теоретические результаты. Необходимо назвать хотя бы некоторых из них: Б. С. Ананьев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. А. Попов, А. Г. Иванов-Смоленский, С. Н. Давиденков, А. М. Свядош и т. д., и т. д.
В медицинской психологии прочное место занимают и основатели психотерапевтических школ, выдающиеся ученые, как например, К. И. Платонов, автор книги «Слово как физиологический и лечебный фактор», а также М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев, автор книги «Введение в медицинскую психологию», изданной в 1966 году. Большое значение имеют и работы Косторума, Слободянника, а также Бассина, Б. В. Зейгарник, Р. И. Левиной, А. Р. Лурия и многих друих.
Принципиальное значение имеют работы В. Н. Мясищева из Ленинградского неврологического института имени В. М. Бехтерева. В. Н. Мясищев рассматривает личность прежде всего как систему взаимоотношений, активно выбираемых связей индивида со средой, начиная от основных биологических рефлексов до социальных отношений, оценок и взглядов. Поэтому Мясишев в согласии с медицинской педагогикой, подчеркиваемой особенно А. А. Портновым и Д. Д. Федотовым, определяет роль психотерапевта как лица, «при помощи которого больной учится овладевать авторегуляцией. Врач здесь для больного становится без преувеличения учителем жизни». Следовательно, по В. Н. Мясищеву, «психотерапия содержит как защитные, так и активизирующие (тренировочные) и корригирующие элементы. Особенно тесно она связана с трудотерапией и воспитанием. Последние тоже нормализуют контакты и стимулируют невропсихическую активность». Как видно из главы о психотерапии, которой заканчивается наша книга, эта точка зрения В. Н. Мясищева во многом близка нашему представлению.