При этом речь идет не о простом катарсическом отреагировании пациента, вызванном психодраматическим представлением психотерапевта, и не о формализованной психодраме. Скорее здесь последовательный анализ противопереноса позволяет терапевту заострение спонтанной первично-процессуальной динамики группового процесса, идущей в основном в форме невербальной коммуникации. Вступая на первично-процессуальный уровень коммуникации, психотерапевт может, с одной стороны, общаться с пациентом напрямую, в обход защитных механизмов, с другой стороны, своим поведением он стимулирует группу в целом к усилиям по активному анализу первично-процессуально представленной конфликтной ситуации пациента. Эта техника особенно важна для лечения психосоматически заболевших пациентов, чья шизоидная структура не позволяет им самим найти доступ к внутренним объектам и богатой конфликтами динамике. Группа образует защитные рамки для этой формы непосредственного терапевтического взаимодействия. Она берет на себя роль «хорошей матери» в смысле «окружающего мира как матери» (Winnicott). Она предоставляет пациенту «facilitating environment», под защитой которого он может научиться обращаться со своими архаическими страхами расставания и идентичности относительно интернализованных объектов без того, чтобы спасаться бегством в симптоматическое поведение, делающее эти страхи отщепленными и недоступными.
При этой терапевтической технике, соответствующей «вхождению в мир психоза» – как нам об этом известно из терапии психозов – речь идет также о форме первично-процессуальной коммуникации, знакомой нам по процессам сновидений. Терапевт представляется пациенту угрожающим внутренним объектом, так сказать, в форме персонажа сновидения, на который он отвечает непосредственно и первично-процессуально. При этом с помощью групповой границы группа в целом образует фон сновидения, перенимая, таким образом, функцию границы Я. Она помогает пациенту рефлексировать и интерпретировать психодраматическое взаимодействие с терапевтом и его реакциями (Ammon, 1973 е). Важность этой формы психоаналитической прямой терапии именно для психосоматически реагирующих пациентов подтверждается и тем, что эти пациенты в силу их повреждения Я часто не способны видеть сны или распознавать сноподобные переживания как таковые и интегрировать их в прочие переживания и поведение. Лишь в рамках терапии переживание сна обретает значение для этих пациентов и часто становится ключом для терапевтической работы. Впрочем, здесь имеется отчетливая параллель со сновидениями психотически реагирующих пациентов, факт, который я детально осветил в ряде публикаций (Amnion, 1972d, 1973g).
Формирование сновидений у психосоматически заболевших пациентов является, с моей точки зрения, неисследованной областью, хотя именно здесь открывается доступ к структуре Я и бессознательному конфликту идентичности больных. Я постоянно обнаруживал, что сновидения психосоматически заболевших пациентов отличаются особым качеством. Они выражают бессознательные конфликты пациентов своего рода психосоматическим образным языком. Подобно тому, как в ответах психосоматиков на тесте Роршаха часто встречаются обозначения органов, их сновидения часто загружены органными интересами.
Так, например, когда во время учебного анализа возникли сомнения, удастся ли кандидату стать психоаналитиком, и он отреагировал на это психосоматической реакцией, ему приснился следующий сон: на хирургической операции у него удалили сердце и держали перед его глазами. С чувством глубокого удовлетворения он видел хорошее кровенаполнение сердечного мускула и отсутствие признаков ожирения. Лишь с одной стороны сердца висел маленький жировой лоскут. Проработка идентичности кандидата как психоаналитика (он долго не решался избрать эту профессию) сопровождалась повторными сердечными приступами, в связи с которыми он нуждался во врачебной помощи. Вечером накануне этого сна он чувствовал давление к области сердца и опасался повторения приступа. Анализ сновидения показал, что в этот период он бессознательно воспринимал свой учебный анализ как сильную угрозу, как болезненное и страшное вмешательство в его жизнь. Во сне же вмешательство было безболезненным и осуществлялось в сознании, сердце же – символ его живой идентичности, подвергавшийся угрозе в результате учебного анализа, выглядело сильным и неповрежденным. Происходило двойное вытеснение бессознательного конфликта идентичности, реактивированного в результате проработки его на учебном анализе. Во-первых – на уровне прямого психосоматического отреагирования в форме острой сердечной боли, во-вторых – во сне, который представил этот конфликт несуществующим также на уровне органного языка. Оба раза, однако, его Я оказывалось парализованным и пассивным. Как его сердечные жалобы, так и испытанное во сне исполнение желания удалось в ходе анализа понять как попытку защиты от угрозы идентичности, сопровождаемой сильным бессознательным страхом.
В другом случае психосоматически заболевший пациент, страдавший сердечной патологией, после сильного сдавливания в области сердца видел сон, в котором он был закрыт в тесном помещении. Он чувствовал себя как бы парализованным, неспособным к попыткам освободиться и проснулся с сильным страхом. Здесь сновидение, по открытым Фрейдом (1900) законам работы сна, перевело жизнь органов в символику сновидений. В то время как психосоматическая реакция (боли в области сердца возникли в ходе реактивировавшегося бессознательного конфликта зависимости и расставания) выводит бессознательный конфликт пациента на уровень органного языка, сон выставляет самого пациента на место сдавленного и угрожаемого сердца. Органное чувство воспринимается здесь как чувство соматического Я.
В обоих случаях как психосоматическая реакция, так и соответствующее поведение во сне (даже если во втором сне прямая органная речь отсутствует, и пациент сам занимает место органа) являются выражением бессознательного конфликта идентичности и отображают структуру Я спящего пациента на первично-процессуальном уровне. В другой публикации я подробно осветил этот аспект психологии Я снообразования, который уже упоминал Эриксон (1954), и указывал при этом на связь индивидуального формирования сновидений с бессознательной динамикой группы, членом которой является больной (Amnion, 1973f). В приведенных материалах о ходе лечения мы находим несколько снов психосоматически заболевших пациентов, их структура является прямым отражением структуры Я спящего. Такими, например, являются сны пациентов Бруно, Йёрна и Хельги. Во всех этих снах повреждение Я пациента прямо проявлялось в форме разрушения тела, а паралич функций Я манифестировал в форме тревожной пассивности или отчаянной борьбы за контакт или отграничение.
Однако очень часто мы видим, что психосоматически заболевшие пациенты или вообще не в состоянии видеть сны, или имеют трудности в различении между сном и реальностью. Из-за ригидных защитных структур эти пациенты или не могут получить доступ к первично-процессуальным переживаниям, или они беспомощны, находясь.полностью в их власти. В описанной форме прямого психодраматического взаимодействия терапевт может идти навстречу этому обстоятельству. В рамках терапевтической ситуации он олицетворяет внутренние объекты психосоматически застывших пациентов, а в своем активном поведении психодраматически представляет их деструктивную динамику. Приняв на себя за больного специфическую функцию Я первично-процессуальной работы образования сна, на уровне первично-процессуальной коммуникации он может обойти симптоматическое поведение пациента и фасад его защитных механизмов, прямо достигая его бессознательного конфликта идентичности. Появление снов у психосоматически заболевших пациентов часто представляет собой важный диагностический критерий продвижения терапевтического процесса и развития Я пациента. Он показывает, что пациент нашел доступ к своим внутренним объектам.
Ситуация терапевтической группы – предыдущая | следующая – Возможности терапевтической группы
Психосоматическая терапия. Оглавление