Обработка данных обследования чтения учащихся начальных классов (продолжение)

Понимание общего смысла прочитанного. Для оценки понима­ния общего смысла текста учащимся предлагается ответить на вопро­сы и выполнить ряд заданий.

I блок. Понимание общего смысла текста

1. Ответ на вопрос «О ком (чем) написан рассказ?» имеет сле­дующую систему оценки:

3 6 — за правильный ответ;

2 6 — за неточный ответ;

О б — за неверный ответ;

О б — за отказ от ответа.

2. Оценка выполнения задания «Дай другое название рассказу»:3 б — правильно подбирает другое название, соответствующее содержанию;

2 б — подбирает название неточно;

О б — не может подобрать названия;

О б — отказ от ответа.

3. Оценка ответов на вопросы «С чего начинается рассказ?»:3 б — правильный ответ;

2 б — неточный ответ;

О б — неверный ответ;

О б — отказ от ответа.

4. «Чем заканчивается рассказ?»:3 6 — правильный ответ;

2 6 — неточный ответ;

О б — неверный ответ;

О б — отказ от ответа.

5. «Раздели рассказ на части?»:3 6 — правильно делит на части;

2 6 — неправильно делит на части;

О б — не может разделить на части;

О б — отказ от ответа.

II блок. Понимание значения слов и словосочетаний

В каждом тексте были выбраны по два слова и одно словосочета­ние, которые детям предлагается самостоятельно объяснить.

1. «Как ты понимаешь слово: «например, фарфоровая»?»:3  6 — понимает правильно;

2  6 — понимает неточно;

О б — не понимает (не знаю);

О б — отказ от ответа.

2. «Как ты понимаешь слово, например, «бросились»?»:3  6 — понимает правильно;

2  6 — понимает неточно;

О б — не понимает (не знаю);

О б — отказ от ответа.

3. «Как ты понимаешь выражение, например, «кукла дрянская»?»:3 б — понимает правильно;

2 б — понимает неточно;

О б — не понимает (не знаю);

О б — отказ от ответа.

Выбери близкое по смыслу слово (синоним) к слову, например, «бросились»: поспешили______ ; выбросили______; побежали______; бы­стро пошли______ ;
3 б — за выбор слова «побежали»;

2 б — за выбор слов «поспешили» и/или «быстро пошли»;

О б — за выбор слова «выбросили»;

О б — за отказ от ответа.

III блок. Понимание скрытого смысла текста

1. В какой из трёх пословиц отражается общий смысл рассказа?В чужих руках кусок больше кажется.

Старый друг лучше новых двух.

Играть играй, да дело знай.

3  6 — правильно выбирает пословицу;

2 6 — неправильно, но в пословице присутствуют слова из текста;

О б — неверно выбирает пословицу;

О б — отказ от ответа.

Количество начисленных баллов за ответы суммируется. На ос­новании полученных результатов вычисляется среднее значение ко­личества баллов (К) по приведенной ниже формуле.

С целью сопоставления результатов двух составляющих текста пересказа — цельность и связность, а также сравнения результатов пересказа по следам кратковременной памяти и отсроченного пони­мания прочитанного текста количество начисленных баллов по каж­дому параметру переводится в проценты по формуле:

где Ki — количество баллов, начисленных i-му испытуемому (по одному из показателей смысловой стороны чте­ния), m — максимальное количество баллов (по тому же показателю).

Лексическое оформление – предыдущая | следующая –

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при проблемах с обучением