Понимание общего смысла прочитанного. Для оценки понимания общего смысла текста учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить ряд заданий.
I блок. Понимание общего смысла текста
1. Ответ на вопрос «О ком (чем) написан рассказ?» имеет следующую систему оценки:
3 6 — за правильный ответ;
2 6 — за неточный ответ;
О б — за неверный ответ;
О б — за отказ от ответа.
2. Оценка выполнения задания «Дай другое название рассказу»:3 б — правильно подбирает другое название, соответствующее содержанию;
2 б — подбирает название неточно;
О б — не может подобрать названия;
О б — отказ от ответа.
3. Оценка ответов на вопросы «С чего начинается рассказ?»:3 б — правильный ответ;
2 б — неточный ответ;
О б — неверный ответ;
О б — отказ от ответа.
4. «Чем заканчивается рассказ?»:3 6 — правильный ответ;
2 6 — неточный ответ;
О б — неверный ответ;
О б — отказ от ответа.
5. «Раздели рассказ на части?»:3 6 — правильно делит на части;
2 6 — неправильно делит на части;
О б — не может разделить на части;
О б — отказ от ответа.
II блок. Понимание значения слов и словосочетаний
В каждом тексте были выбраны по два слова и одно словосочетание, которые детям предлагается самостоятельно объяснить.
1. «Как ты понимаешь слово: «например, фарфоровая»?»:3 6 — понимает правильно;
2 6 — понимает неточно;
О б — не понимает (не знаю);
О б — отказ от ответа.
2. «Как ты понимаешь слово, например, «бросились»?»:3 6 — понимает правильно;
2 6 — понимает неточно;
О б — не понимает (не знаю);
О б — отказ от ответа.
3. «Как ты понимаешь выражение, например, «кукла дрянская»?»:3 б — понимает правильно;
2 б — понимает неточно;
О б — не понимает (не знаю);
О б — отказ от ответа.
Выбери близкое по смыслу слово (синоним) к слову, например, «бросились»: поспешили______ ; выбросили______; побежали______; быстро пошли______ ;
3 б — за выбор слова «побежали»;
2 б — за выбор слов «поспешили» и/или «быстро пошли»;
О б — за выбор слова «выбросили»;
О б — за отказ от ответа.
III блок. Понимание скрытого смысла текста
1. В какой из трёх пословиц отражается общий смысл рассказа?В чужих руках кусок больше кажется.
Старый друг лучше новых двух.
Играть играй, да дело знай.
3 6 — правильно выбирает пословицу;
2 6 — неправильно, но в пословице присутствуют слова из текста;
О б — неверно выбирает пословицу;
О б — отказ от ответа.
Количество начисленных баллов за ответы суммируется. На основании полученных результатов вычисляется среднее значение количества баллов (К) по приведенной ниже формуле.
С целью сопоставления результатов двух составляющих текста пересказа — цельность и связность, а также сравнения результатов пересказа по следам кратковременной памяти и отсроченного понимания прочитанного текста количество начисленных баллов по каждому параметру переводится в проценты по формуле:
где Ki — количество баллов, начисленных i-му испытуемому (по одному из показателей смысловой стороны чтения), m — максимальное количество баллов (по тому же показателю).
Лексическое оформление – предыдущая | следующая –
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников