Яркое подтверждение положению о «присвояемости» психики, а не о ее врожденности мы находим в работах советских тифлосурдопедагогов, и в частности в работах И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова и их учеников.
И. А. Соколянский писал о слепоглухонемых детях: «Слепоглухонемой ребенок обладает нормальным мозгом и имеет потенциальную возможность полноценного умственного развития. Однако его особенностью является то, что, обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специального обучения такой ребенок на всю жизнь остается полным инвалидом» [1959,121]. По словам А. Н. Леонтьева, «слепоглухонемота — это и есть острейший эксперимент над человеком, созданный самой природой, эксперимент, который позволяет проникнуть в одну из самых трудных и величественных проблем — в проблему внутреннего механизма становления человеческого сознания, в порождающие его объективные отношения» [А. Н. Леонтьев, Скороходова 1948, 108]. Идее «пробуждения психики» ребенка, т. е. идее о врожденности психики, основному положению зарубежной тифлосурдопедагогики, советские психологи противопоставили идею об онтогенетическом развитии человеческой психики (см. работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и Др.). Традиционная эмпирическая психология рассматривала человека, ощущающего, воспринимающего, запоминающего и т. п., с точки же зрения советской психологии прежде всего необходимо рассматривать человека действующего и только поэтому воспринимающего, ощущающего и познающего. При этом советские психологи исходили из известного положения К. Маркса, что человек, воздействуя на окружающий его мир, одновременно формирует и свою психику. «Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, но в то же время изменяет свою собственную природу»[1].
По словам А. И. Мещерякова, «своеобразие практики воспитания и обучения слепоглухонемого… позволяет поставить и обсудить с несколько новой точки зрения некоторые важные проблемы, выходящие за узкие рамки собственно слепоглухонемоты, такие, как становление человеческой психики в онтогенезе, определение содержания психики, соотношение социального и биологического в формировании психики человека». Исследование развития слепоглухонемых детей позволяет выявить закономерности развития обычных нормальных детей, поскольку количество факторов окружающей среды, воздействующих на организм слепоглухонемого ребенка, неизмеримо меньше и эти факторы поддаются контролю и фиксации. Кроме того, появляется возможность ответить на вопрос о соотношении языка и мышления в онтогенезе.
Мы не будем останавливаться на проблеме развития психики в онтогенезе. Заметим только, что, как пишет А. И. Мещеряков, «вся человеческая психика есть результат активного практического взаимодействия с другими индивидами в условиях среды, созданной человеческим трудом» [Мещеряков, 1974]. Более того, необходимо подчеркнуть, что, как показала практика обучения слепоглухонемых, «задача формирования речи ребенка не решается и не может быть решена как первая задача развития человеческой психики» [Там же, 72].
Сначала ребенок, взаимодействуя с миром вещей и с миром людей, через овладение действиями с различными предметами должен овладеть общественными значениями, заключенными в этих предметах, и тем самым сформировать собственную психику. Однако деятельность ребенка с предметами внешнего мира предполагает с первого своего момента участие и других людей. Ведь именно с помощью взрослого ребенок усваивает принятые в данном обществе способы действий с социально- функционирующими предметами. Пример обучения слепоглухонемого ребенка является убедительной иллюстрацией этому. Путь к познанию мира у слепоглухонемого может лежать лишь через тактильно-двигательный анализатор. А. И. Мещеряков пишет: «Казалось бы, дело обстоит просто: в руки ребенка надо вкладывать предметы, он их будет ощупывать, и таким путем у него создастся неограниченно большое количество образов окружающих предметов» [Там же, 75]. Однако на практике это неосуществимо, поскольку до начала специального обучения слепоглухонемой ребенок лишен человеческой психики, а следовательно, и потребности в познании мира. А это говорит о том, что «чистое» восприятие без опоры на значение, функцию в структуре деятельности невозможно, так же как и о том, что не существует никаких врожденных элементов психики (в том числе и языковой способности). А это вполне согласуется с утверждением Пиаже о том, что наследственным является лишь функционирование интеллекта, способность его в определенных условиях порождать все более сложные структуры.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 108.
Концепция А.Валлона – предыдущая | следующая – Человеческая психика