Различные психодинамические взаимосвязи различных интрапсихических, межличностных и групподинамических аспектов происходящего в терапевтической группе раскрываются в интерпретациях терапевта. При этом, в зависимости от удельного веса интерпретируемого процесса, акцент возлагается на динамику в группе в целом, на динамику межличностного взаимодействия в группе или на интрапсихические конфликты отдельных участников. Жесткое разделение различных аспектов, ограничение уровнем группового взаимодействия, будь это динамика интрапсихического конфликта отдельных членов или динамика группы в целом, с моей точки зрения, не оправдано, хотя отдельные уровни происходящего в терапевтической работе в разные моменты на какое-то время могут доминировать. Затронутые здесь основные принципы терапевтической техники психоаналитической психотерапии я детализировал в изданной мною книге «Групповая психотерапия» (Ammon, 1973b).
Вопреки все еще распространенному среди психоаналитиков предрассудку, групповая ситуация не имеет следствием уплощение психических процессов. Напротив, именно групповая ситуация может инициировать чрезвычайно глубокую динамику. В силу этого она, в особенности, показана для лечения более тяжелых психических заболеваний (Ammon, 1973а). Это относится и к психосоматическим заболеваниям. Групповая ситуация, благодаря непрямой интерпретации, облегчает обход защитных формаций психосоматического симптоматического поведения. Пациент может идентифицировать себя с другими участниками и относить к себе интерпретации, которыми терапевт и группа отвечают на это. С моей точки зрения, исключительно важно, что терапевтическая группа позволяет прямо конфронтировать пациента с его поведением. Здесь психоаналитик может быть значительно активнее, чем в диадной ситуации индивидуальной терапии, поскольку группа в целом в состоянии вынести и проработать более сильную конфронтацию, поддерживая тем самым отдельного пациента. Активная конфронтация важна потому, что в терапии психосоматических больных мы, в отличие от классической терапии неврозов, не должны ждать, что пациент сам будет искать терапевтический контакт и давать материал для обсуждения в форме фантазий и осмысления своей проблематики. Напротив, терапевту приходится самому активно обращаться к больному, он должен как прямо конфронтировать и провоцировать его, так и прямо демонстрировать свое эмоциональное участие и теплоту в форме активно проявляемой эмпатии. Следовательно, терапевт должен постоянно предлагать прямое и активное взаимодействие, чтобы таким образом способствовать пациенту в выражении своих чувств, что часто является предпосылкой для того, чтобы тот вообще узнал о них.
Иными словами, с точки зрения терапевтической техники, психосоматическое заболевание должно пониматься и лечиться прежде всего как «органный психоз», то есть симптоматика так же не становится мишенью, как и при психоаналитической терапии психозов. Здесь, где бессознательное отреагируется на соматическом уровне так же, как при психозе в межличностной сфере, прямое аналитическое устранение симптомов было бы так же бессмысленно, как и при лечении психозов. Или, на примере упомянутого выше пациента фон Сендена(1932): мы должны сначала помочь пациенту сформировать эмоциональные и структурные предпосылки способности видеть, прежде чем оперативное вмешательство устранит бельмо и откроет глаза. Это происходит благодаря тому, что последовательно активное поведение терапевта (как конфронтация, так и сообщение поддержки и эмпатии) поможет пациенту уяснить неадекватность его симптоматического поведения, одновременно предоставляя ему средства развития собственных конструктивных и креативных функций Я вследствие идентификации с психотерапевтом и конструктивными функциями группы.
При этом особенно важна проработка деструктивной агрессии пациента. В рамках интересного исследования групповой динамики Миллс (1964) показал, что идентификация члена группы с ее лидером может возникнуть лишь после проработки деструктивной агрессии, что позволяет группе постепенно перенимать интегрирующие функции лидера и тем самым вступать в общий процесс приобретения опыта и научения, делающий группу группой (см. также Ogilvie, 1965). В терапии пациентов с больным Я, особенно психосоматиков, это имеет центральное значение. Лишь когда удается их конфронтация с деструктивно-агрессивным поведением и его проработка в терапевтическом взаимодействии, эти пациенты могут начать идентифицировать себя с аналитиком, интернализируя конструктивно-агрессивные аспекты своего поведения как границу Я. По нашему опыту, этот шаг, одновременно предоставляющий первую форму свободного от чувства вины отграничения от терапевта, связан с тем, что пациенты могут выйти из «психосоматического статуса» диффузной дезориентированности внутрь и наружу и постепенно начать развивать более дифференцированные формы конструктивно-агрессивного поведения по отношению к себе и окружающим вместо описанных выше архаических реактивных защитных механизмов. Однако при этом аналитик не должен ждать, что психосоматический пациент сам вынесет деструктивно-агрессивную динамику своего поведения как проблему для терапии. Его симптоматическое поведение служит именно тому, чтобы благодаря отщеплению целых областей опыта и функционирования сделать эту деструктивную динамику своего поведения чуждой Я, что как раз и характеризует «психосоматический статус». Поэтому важно прямое обращение к личности этих пациентов в обход их психосоматического и часто также интеллектуализирутощего защитного фасада.
Ситуация терапевтической группы создает для этого особые предпосылки и делает возможной применение специфической техники. Например, мы можем постоянно наблюдать, что в многообразном переплетении проекций и идентификаций в группе спонтанно создаются психодинамические констелляции, представляющие патогенные групповые ситуации раннего детства. Психосоматики воспринимают эти ситуации на первично-процессуальном уровне их бессознательного переживания точно так же, вытесняя и отрицая в сознательном поведении. В этих ситуациях на основе точного анализа своего противопереноса в «здесь и сейчас» терапевт может с помощью активного психодраматического представления внутренних объектов пациента открыть для него доступ к бессознательным переживаниям, помогая ему тем самым экстернализировать бессознательный конфликт этими внутренними объектами. Тем самым может подвергнуться осмыслению и проработке материализованная деструктивная агрессия в «межличностном внутреннем пространстве» группы, где она переживается пациентом и группой.
Значение группового процесса – предыдущая | следующая – Сновидения у психосоматически заболевших пациентов
Психосоматическая терапия. Оглавление