Эта гипотеза является результатом изучения и лечения 1987 пациентов, которыми занимались я и мои берлинские сотрудники Германской Академии Психоанализа с 1965 года. Из этих 1987 пациентов 35% имели психосоматические нарушения. В 11% случаев семья распалась после того, как ее покинул «носитель симптомов», чтобы, например, учиться в другом городе. В 21% случаев роль центрального носителя симптомов брал на себя другой член семьи, часто сама мать. Можно сказать, что для того, чтобы сохранить семью от распада, роль носителя симптомов приходится брать на себя самому слабому члену семейной группы. В 3% случаев наступала психотическая реакция другого члена семьи после того, как ее покидал носитель психосоматических симптомов.
С моей точки зрения, в изучении затронутой здесь межличностной динамики психосоматического процесса заключается решющая задача психоаналитического исследования этой проблемы. Однако психоанализ может быть адекватным в решении этой задачи лишь тогда, когда выйдет за рамки индивидуально-психологической концепции классической теории неврозов и интегрирует в свою теорию и практику динамику бессознательных групповых процессов. Психоаналитическое исследование развития Я в группе и его нарушений, давно проводимое мной и моими сотрудниками, дало уже ряд важных результатов, прежде всего в области психоаналитического исследования и лечения тяжелых психических заболеваний, к которым, как я считаю, относятся психосоматические заболевания.
Систематическое вовлечение группы и ее бессознательной динамики в исследование и лечение нарушений психического развития – это богатый последствиями научно-теоретический шаг, значимый, с моей точки зрения, именно для исследований психосоматики, поскольку вовлечение группы в исследование и терапию связано с коренной сменой внутренних взаимосвязей ее теории. Вместо изолированного биологического организма в форме физиологического аппарата с его биохимическими процессами и закономерностями, каким его представляет естественнонаучная медицина и индивидуально-психологическая модель традиционного психоанализа, выступает «сверхорганизм», как обозначил группу еще в 165 1 году английский философ Гоббс. Этот «сверхорганизм», основная единица биологического, психического и социального существования человека и группы, понимаемая как отграниченное поле многомерно детерминированных и взаимовлияющих сил, должна стать несушей конструкцией в исследованиях психосоматики.
В особенности это относится к проблеме деструктивной агрессии, динамика которой является решающей для психосоматического симптоматического поведения. Изучение психосоматических процессов в групповой среде показывает, что саморазрушительная динамика психосоматической реакции, которая в рамках индивидуально-психологической концепции традиционного психоанализа интерпретируется как выражение врожденного инстинкта, может пониматься как реакция на деструктивную динамику распавшихся групп. Такие группы описывались в предшествующих главах. Они не могут сформировать когерентное силовое поле вследствие своих бессознательных конфликтов и поэтому не могут служить как «facilitating environment» для своих членов. Их расщепление и стереотипные обсессивные структуры, скрытые от сознания участников и служащие защите от открытого распада группы, становятся онтогенетическим прообразом нарушения Я слабейших членов, загоняемых в болезнь и служащих группе в качестве индивидуальных носителей симптомов. С моей точки зрения, патогенный симбиоз матери и ребенка, деструктивная динамика которого ответственна за возникновение структурного нарциссического дефицита, должен рассматриваться как реакция на латентную разорванность окружающей первичной группы.
Из этого тезиса о комбинировании аспектов психологии Я и групповой динамики следуют далеко идущие задачи для психосоматического исследования. Для семейных групп психосоматических больных следовало бы требовать проведения столь же глубокого анализа, какой уже проводился в основополагающих исследованиях с психотическими больными. На основе таких исследований могли бы быть сконструированы психологические тесты, делающие возможным раннее выявление лиц, предрасположенных к психосоматическим заболеваниям, и проведение целенаправленных профилактических мероприятий. Интересные шаги в этом направлении сделаны Рихтером, Бекманом (1969), а также недавно Ханом (1971). Особенного внимания заслуживают исследования ранних стадий психосоматических заболеваний в психоаналитических детских садах (Gisela Ammon, 1973).
Сюда могут быть привлечены и психофизиологические исследования в узком смысле слова, особенно проведенные в США. Они могут проводиться в рамках изучения групповой динамики для установления физиологических и биохимических коррелятов психодинамики группового процесса.
Но центральная задача психосоматического исследования заключается в последовательном психодинамическом анализе клинической ситуации и самого терапевтического процесса. Терапевтическая ситуация и взаимодействие между терапевтическими учреждениями, группами и пациентами, а также взаимодействие пациентов между собой и в здоровой среде становятся центральным предметом исследования. При этом особое значение приобретает психоаналитическая групповая терапия. Об этом я хотел бы рассказать подробнее.
Включение группового процесса в научные исследования и терапию – предыдущая | следующая – Психоаналитическая групповая терапия
Психосоматическая терапия. Оглавление